В четверг 28 ноября в Госдуме комитет по делам национальностей провел заседание круглого стола на тему «Государственная языковая политика РФ: состояние  и перспективы». В мероприятии принял участие и выступил председатель партия «Родина», депутат ГД Алексей Журавлев. Он оказался одним из немногих участников, кто привлек внимание собравшихся к ситуации с русским языком.

Большинство выступивших участников или работают экспертами по языковым проблемам, или представляли национальные автономные республики в составе России. И тех, и других, в первую очередь, волнуют и беспокоят проблемы малых или, как выражаются ученые, «миноритарных» языков и диалектов. При этом даже возник спор, можно ли считать их умирающими и исчезающими.

Академик Валерий Тишков, например, категорически возражал против таких определений. Он считает, что в последнее время, наоборот, наблюдается «ревитализация» языков: многие наречия, которые даже ученый мир успел похоронить, возрождаются, словно птица Феникс. Вот только академик, к сожалению, не привел конкретных примеров.

Посланцы национальных республик вежливо выслушали ученого, но каждый из них говорил о своих проблемах. Причем все они как будто решили принять участие в соревнованиях, кто многонациональнее. Представитель Башкортостана заявил, что в их республике употребляются 100 языков, а чиновник из Якутии поднял планку до 126. Следующим взял слово замминистра по делам национальностей из Дагестана, известного своей национальной пестротой, и казалось, что он пойдет на третий десяток… Однако дагестанец ограничился скромным числом 44.

Сколько бы ни было в действительности языков в разных субъектах Федерации, сто, сорок или хотя бы пять, неизбежно возникают проблемы с их преподаванием, а также с пропорциями и соотношениями в преподавании местных, малых, «миноритарных» языков – и языка государственного, «мажоритарного». То есть, русского. И хотя все ораторы им пользовались и на нем говорили, но о нашем главном языке почти не вспоминали.

Этот пробел восполнил Алексей Журавлев. В своем выступлении он коснулся трех блоков проблем. И первая из них – сбережение и развитие русского языка.

По этому поводу недавно выражал обеспокоенность президент России Владимир Путин. Дело в том, что нашим государственным языком в некоторых национальных автономных образованиях все хуже и хуже владеют. Между прочим, это было заметно по речи некоторых участников круглого стола, прибывших из таких образований.

Процесс этот начался не сегодня. Еще в девяностые годы прошлого столетия, после того, как президент Ельцин выступил со своей знаменитой «гастрономической» формулой «берите суверенитета столько, сколько проглотите», многие видные политики из автономных республик вдруг как будто по команде стали забывать русский язык и изъясняться на нем так, что их понять было невозможно.

Параллельно в их республиках шли и другие неприятные процессы. Как сообщил депутат Журавлев, в отдельных школах происходит сокращение часов, выделенных на преподавание русского языках. Об этом сигнализируют и пишут письма в Москву многие родители школьников из Башкортостана и Татарстана. Такая тенденция недопустима, считает Журавлев.

Представители названных республик пытались вяло возражать депутату: дескать, ничего подобного не может быть, существуют твердые стандарты, установленные Министерством образования, и никакого ущерба русскому языку нет и быть не может.

Второй и третий блоки проблем, о которых говорил Алексей Журавлев, касались уже не внутренних, а международных проблем. Во-первых, депутат призвал активно применять русский язык как форму евразийской интеграции. Можно было бы выразиться менее дипломатично и более воинственно и говорить о русском языке, как об одном из орудий интеграции на постсоветском пространстве.

Журавлев напомнил также об инициативе, которую выдвинул ранее вице-премьер Дмитрий Рогозин: придать русскому языку официальный статус в Европейском союзе. Дело в том, что с 1 апреля 2012 года в силу вступил закон, согласно которому любые граждане Евросоюза могут сделать свой язык официальным языком ЕС, собрав всего миллион подписей.   

Председатель партии «Родина» уверен, что это не станет проблемой, так как «у нас есть такие организации, как Россотрудничество, а также многочисленные русские общины».

Всего же в Евросоюзе, по некоторым оценкам, проживает более 6 миллионов русскоговорящих граждан. Правда, далеко не все они, мягко говоря, патриотично настроены. Впрочем, предложение Рогозина и Журавлева одобрил глава департамента Министерства регионального развития Александр Журавский, который подтвердил, что получить миллион подписей граждан стран ЕС – технически возможно и вполне осуществимо.

Наконец, Журавлев затронул проблему с языком у многочисленных мигрантов и гастарбайтеров из бывших союзных республик, особенно из Средней Азии. Он считает, что языковому экзамену надо подвергать всех, а не только тех, кто идет работать в сферу ЖКХ и торговли – как это делается сегодня.

Так как эти мигранты приносят немалый доход своим собственным государствам, то хорошо было бы, если бы их обучали хотя бы азам русского языка на родине. А то в России этим заниматься некогда и некому.

На всю страну есть всего два адаптационным центра в Тамбове и Оренбурге, где гастарбайтеров обучают русской речи. Этого слишком мало, ситуацию надо срочно исправлять. Массовый наплыв иностранцев, не владеющих русским языком, ни в коем случае не способствует сбережению и развитию нашей родной речи.

 

Николай Троицкий