В следующем году программа по развитию образования в России будет сокращена на 9,4%. Из документов проекта федерального бюджета следует, что расходы урежут на 42,1 млрд рублей, до 404,89 млрд . Что еще ожидать школам,  детским садам и педагогам?

 

Дошкольное образование

 

С 2013 года из федерального бюджета на модернизацию региональных систем дошкольного образования было выделено 130 млрд рублей, софинансирование составило более 80 млрд рублей. Благодаря этому за последние два года в России было построено 686 детских садов, отремонтировано и возвращено в систему образования 3150 зданий. До конца года планируется ввести еще около 359 тысяч мест.

А уже со следующего года в России начнется реализация масштабной программы по строительству новых средних общеобразовательных учебных заведений.

По словам главы Минобрнауки РФ Дмитрия Ливанова, доступность дошкольного образования в 31 российском регионе превысила 99%.

«На 1 августа 2015 года показатель доступности дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет составил 96,4% - это в среднем по стране, при этом в 31 регионе - свыше 99%. Это результат огромной работы - и федерального центра, и субъектов», - заявил министр в ходе своего выступления в рамках «Правительственного часа» в Совете Федерации.

Что же касается строительства яслей, то пока масштабного строительства не намечается. Как пояснил Дмитрий Ливанов, государство не отвечает за обеспечение местами в детских садах малышей до трех лет – это обязательство субъектов РФ. «Регионы должны самостоятельно решать эти вопросы», отметил министр.

 

Угроза «мертвых душ»

 

Грядут изменения в сфере дополнительного образовании. Уже со следующего года в России будет введено нормативно-подушевное финансирование.

«На ближайшие пять лет запланированы серьезные федеральные меры поддержки дополнительного образования, улучшение материальной базы образовательных организаций, обновление содержания, технологий дополнительного образования», - сказал министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов.

На данный момент в организациях дополнительного образования занимается около 65% детей от 5 до 18 лет, в то время как еще пять лет назад этот охват не превышал 60%.

У нормативно-подушевого финансирования есть как плюсы, так и минусы. Еще с 2007 года в ряде регионов России такой принцип вводился в качестве пилотного проекта. В экспериментальных субъектах была проведена серьезная работа по формированию новой законодательной и методической базы финансового обеспечения образования. Однако некоторые муниципалитеты в погоне за федеральными деньгами пошли по нечестному пути. В 2009 году в ходе проверки в ряде школ Владимирской области обнаружились тысячи «мертвых душ». Под эти мифические показатели школы получили вполне реальные деньги из областного бюджета - более 102 млн. рублей.

Если же региональные власти смогут справиться с соблазном школ наживиться на несуществующих учениках, эффективность расходования бюджетных средств увеличится в разы. При этом нормативная модель финансирования образовательных учреждений гарантирует равенство оплаты образовательной услуги из бюджета для всех  детей, независимо от социального и экономического положения их семей.

В свою очередь ранее первый зампред комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов отмечал, что школы вовсе не обязаны давать ученикам дополнительную нагрузку, определять время нахождения ребенка в школе после уроков могут только родители. 

«Во-первых, значительная часть школ учится в две, а то и в три смены. Во-вторых, это проблема групп продленного дня. До сих пор есть полтора десятка регионов, где берут существенные деньги за продленки. Многие родители не могут позволить себе оставлять детей даже не до 19:00, а до 16:00», - сказал Бурматов.

 

Зарплата педагогов

 

По заявлению Дмитрия Ливанова, зарплата педагогов и воспитателей в России за последний год  выросла на 11%. Причем, наиболее высокие показатели роста заработной платы у педагогов, работающих с детьми-сиротами (почти на 20%), и педагогов дополнительного образования (на 18%).

«В большинстве регионов обеспечивается достижение целевых показателей по заработной плате педагогических работников. К концу 2014 г. - по сравнению с уровнем 2012 г. - заработная плата педагогов увеличилась на 51%, за прошедший год заработная плата педагогических работников выросла в среднем на 11%», - сказал Дмитрий Ливанов.

По словам Ливанова, в связи с особенностями социально-экономических условий в этом году целевые параметры повышения заработных плат скорректированы.

«Запланирован такой уровень заработной платы, который учитывает возможность региональных бюджетов, но не допускает сокращения достигнутых в 2014 г. показателей», - подвел итог министр.

 Марина Староверкина