Вопросы оценки и совершенствования качества образования в эти дни обсуждают эксперты из Германии, Южной Кореи, Франции, Испании, Китая, Турции, Республики Беларусь и других стран. В Москве открылась первая международная  конференции "Эволюция оценки качества образования".

В пленарной сессии приняли участие министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, директор Департамента по образованию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), специальный советник генерального секретаря ОЭСР по вопросам образовательной политики Андреас Шляйхер и исполнительный директор Международной ассоциации по оценке образовательных достижений Дирк Хастед.

 

Конкурентоспособность российских школьников

 

В ключевых международных сравнительных исследованиях качества образования Россия всегда принимала активное участие. Так программа PISA оценивает успехи российских школьников вот уже 15 лет, с момента своего запуска. Тесты по определению читательской, математической и естественнонаучной грамотности проводятся среди 15-летних школьников по всему миру. Последнее исследование проводилось в 2012 году. И по сравнению с предыдущим циклом у российских учащихся эксперты отмечают рост средних результатов. Например, по математической грамотности – на 14 баллов, по читательской грамотности – на 16, естественнонаучной – на 8 баллов. Тестируемых подростков определяли случайной выборкой, в исследовании принимали участие школьники из 42 регионов России. Сейчас из 80 стран Россия находится на 34 месте.

«Эксперты спорят, достаточное ли это место для России. Конечно, РФ ставит перед собой более амбициозные задачи, особенно, принимая во внимание, что в других международных исследованиях качества образования наши показатели значительно выше», - сказал министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов.

Так в исследовании TIMSS приняли участие более 325 тысяч школьников из 50 стран. Российские четвероклассники заняли второе место по чтению, уступив лишь своим сверстникам из Гонконга, десятое - по математике, и пятое - по естествознанию.

Успехи же российских школьников в международных олимпиадах стабильны по всем предметам. Так в 2014 году они завоевали 38 медалей. В этом году олимпиады еще не закончились, но уже сейчас российским учащимся пророчат успех (одна только олимпиада по физике принесла нам 4 золотых медали).

 

Нововведения в ЕГЭ

 

В рамках международной конференции Рособрнадзор представил международным экспертам современные технологии российской школьной аттестации. На примере школы №1529 г. Москвы зарубежным коллегам продемонстрировали коллегам последние наработки в процедуре проведения ЕГЭ в России. Экспертам показали, как проходит доставка контрольных измерительных материалов (КИМ), работу системы онлайн-наблюдения, печать КИМ непосредственно перед началом экзамена и сканирование в пункте проведения экзамена.

«Россия сделала огромный рывок в проведении школьной аттестации. Я помню ЕГЭ на первых этапах его введения, но то, что я вижу сейчас – это современная система аттестации, которая включает надежные меры информационной безопасности, позволяющие обеспечить объективность и прозрачность экзамена», - отметил специальный советник генерального секретаря ОЭСР по вопросам образовательной политики Андреас Шляйхер .

В этом году нововведения коснулись проведения ЕГЭ по математике и иностранным языкам. Так, экзамен по математике проводился на базовом и профильном уровнях. Первый – для выдачи аттестата о среднем образовании и приема в вузы, не имеющих в перечне вступительных экзаменов этот предмет, а второй – для профильных высших учебных заведений.

Что касательно экзамена по английскому языку, то тут ученикам предоставили возможность сдавать устную и письменную часть (для получения максимальных баллов) либо только письменную.

«Совершенствование механизмов оценки качества образования – наш приоритет. Развитие ЕГЭ – это наглядный пример того, как мы адаптируем современные технологии под задачи повышения объективности экзамена. В этом мы готовы ориентироваться на опыт и мнение зарубежных коллег. Ведь все мы, так или иначе, идем к одной цели – качественное образование и продуктивная образовательная среда», - заявил Сергей Кравцов, руководитель Рособрнадзора.

  Марина Староверкина