Ремонтировать суда дорого. И не всегда, к сожалению, поломки происходят в российских портах, где можно починиться за рубли. Очень часто приходится делать ремонт за границей за доллары. Да и качество ремонта, что лукавить, там пока повыше.

Ольга Куликова

Ольга Куликова, Автор материала, эксперт, член генерального совета «Деловой России», советник гендиректора ОАО «Мурманское морское пароходство» ..

При возвращении на родину судна после иностранных ремонтов на основании письма ФТС России № 01-11/07877 от 21.02.2014 имелась льгота по уплате таможенных платежей и налогов. Это полностью соответствует Таможенному кодексу Таможенного союза, в котором изложены условия предоставления налоговых и таможенных льгот на обратно ввозимые суда после ремонта. Таможня и налоговая так просто не сдавались и шли постоянно суды, которые, по уже устоявшейся практике, становились на сторону судовладельцев.

Теперь же судовладельцы оказались в сложном положении, так как с 2016 года Минфин и ФТС

Мало того, что теперь нужно заплатить пошлину и НДС за ремонт пятилетней давности, так еще и с пенями за просрочку оплаты и по курсу ЦБ на день принятия решения.

отказывают им в предоставлении льготных условий по уплате пошлин и НДС при обратном ввозе судов, зарегистрированных в Российском морском регистре судоходства (РМРС) и прошедших ремонт за границей. Такой отказ идет вразрез с Положениями таможенного и налогового законодательства, изданными ранее, и разъяснениями Минтранса и ФТС относительно применения этих льгот.

И снова пошли суды, но только теперь судовладельцы их стали проигрывать. И даже по вновь открывшимся обстоятельствам начинались новые рассмотрения старых, уже положительно решенных в сторону судовладельцев дел, по которым принималось абсолютно противоположное решение. И мало того, что теперь нужно заплатить пошлину и НДС за ремонт пятилетней давности, так еще и с пенями за просрочку оплаты и по курсу ЦБ на день принятия решения.

Увеличение расходов российских судовладельцев повлекло за собой повышение себестоимости морских перевозок и снижение их конкурентоспособности на международном рынке.

После того как в 2016 году Министерство финансов и органы таможни отменили льготы для прошедших ремонт транспортных средств, техобслуживание или классификационное освидетельствование за рубежом значительно возросли финансовые затраты судоходных компаний. Увеличение расходов российских судовладельцев, в свою очередь, повлекло за собой повышение себестоимости морских перевозок и снижение их конкурентоспособности на международном рынке. Недостаточное количество судоремонтных предприятий на территории РФ, очереди на ремонт судов и долгие сроки работ заставляют владельцев морского транспорта искать альтернативные варианты за рубежом.

Все это приводит к тому, что российские судоходные компании вынуждены уходить с международного рынка морских перевозок грузов и людей, что не соответствует интересам России.

Вывод напрашивается сам собой: ФТС совместно с Минтрансом и судоходными компаниями необходимо разработать правовой документ, в котором будет четко оговорен порядок применения налоговых и таможенных льгот для морских судов, зарегистрированных в РМРС и прошедших классификационное освидетельствование за границей.