Буквально накануне ПМЭФ экс-акционеры ЮКОСа добились ареста российского имущества в Бельгии, причем госактивы и средства России изымаются не только у госучреждений, но и у таких организаций, как РПЦ. По мнению экспертов, подобный шаг однозначно является "информационной войной", призванной отвлечь внимание общественности от ПМЭФ, а также отпугнут западных инвесторов от сближения с Россией.

 

Нож в спину

 

Арест имущества российских организаций был произведен на основании решения третейского суда в Гааге от 18 июля 2014 года, который постановил взыскать с России $50,2 млрд в пользу бывших акционеров обанкроченной государством нефтекомпании ЮКОС.

Примечательно, что в прошлом различные попытки арестовать российское имущество за рубежом с целью его продажи успехом не заканчивались - и это при том, что суммы, мягко говоря, не дотягивали до отсуженных у Российской Федерации по нынешнему делу $50,085 млрд. К примеру, немецкий бизнесмен Франц Зедельмайер пытался отсудить более €2 млн в качестве компенсации за инвестиции, потерянные в России в 90-х годах. Ему удалось выиграть несколько процессов, однако деньги по судебному решению в итоге все равно не смог получить, так как российского имущества в этих государствах банально не хватало, чтобы удовлетворить его требования. В другом эпизоде - с швейцарской Noga, с начала 90-х годов и до конца 2000-х пытавшейся добиться компенсации за незаконные, по ее мнению, действия российских властей - суд Люксембурга удовлетворил требования компании о компенсации в размере $300 млн и наложил арест на люксембургские активы российского правительства, Центробанка, ВЭБа и ВТБ, однако в дальнейшем России удалось добиться снятия ареста.

Некоторые эксперты полагают, что подобный итог - разрешение ситуации по дипломатическим каналам - вполне возможен, однако велика вероятность, что данное дело призвано не столько сыграть роль очередных "санкций" за Крым или за ситуацию, сложившуюся на Украине якобы по вине РФ, сколько должно продемонстрировать миру и самой России ее уязвимость на международной арене. И самую значительную роль в этом сыграет предстоящий ПМЭФ. 

 

Лакмусовая бумажка

 

Основную сумму должна получить кипрская Hulley Enterprises ($39,97 млрд). Еще $8,2 млрд присуждены Veteran Petroleum (пенсионный фонд ЮКОСа, также зарегистрированный на Кипре), а дочерняя структура ЮКОСа, компания Yukos Universal Limited, должна получить $1,85 млрд.

Главной интригой форума станут отношения с западными инвесторами, количество которых выросло по сравнению с 2014 годом. Участниками ПМЭФ в этом году станут представители Boston Consulting Group, Catepillar, McKinsey & Company, Lloyds, TPG. Свои мероприятия в рамках форума проводят EY и Deutsche Bank. Ряд топ-менеджеров крупных американских и европейских компаний также приедут на форум инкогнито, об этом сообщил «Газете.Ru» источник в оргкомитете ПМЭФ.

«Ожидания от форума самые оптимистические. Никто не планирует обсуждать «ужастики». Обстановка будет рабочей. Россия остается привлекательной инвестиционной площадкой для тех, кто уже давно вкладывается в ее экономику», — отметил глава Российско-американского делового совета Давид Якобашвили.

Впрочем, на данный момент от российских властей пока не поступило официального комментария, хотя ранее российские власти уже заявляли, что решение Гаагского суда является «чисто политическим». Как полагают специалисты, едва ли участники форума захотят накалять обстановку, напротив, следует ожидать, что западная сторона будет активно избегать как этой темы, так и острых углов в целом. Однако есть все основания ожидать громких высказываний именно от России. Вполне вероятно, что президент Владимир Путин озвучит свое мнение по проблеме в пятницу в рамках двусторонних встреч или в ходе своего выступления на ПМЭФ. 

 Ника Бажанова