На днях стало известно о том, что Китай, в обход России, запустил первый поезд по «Шелковому пути». Тем самым китайские власти ясно дали понять, что будут тестировать «Новый Шелковый путь» без участия Кремля.

Напомним, что проект «Шелкового пути» разрабатывался по инициативе Китая. Цель данного проекта – создать единую систему инфраструктурных и торговых путей в Евразии. Предполагается, что он объединит восточную и западную части континента.

 

Пробный шаг

 

Как сообщает «Синьхуа», первый поезд из Китая в международный порт Баку прибыл 3 августа. Поезд отправился по маршруту Шихэцзи - Достык - Актау – Аляты. Контейнерный поезд проделал путь более 3500 км через Казахстан и Каспийское море за 5 суток. Тогда власти Азербайджана отметили, что запуск маршрута сможет повысить потенциал по экспорту и транзиту стран-участниц данного маршрута.

Участники проекта с нетерпеньем ждали воплощения в жизнь данного события. Ведь проект сухопутного торгового пути из Китая в Европу в Поднебесной начали рассматривать всерьез более двух десятилетий назад. Напомним, что в 1993 году Европой и США был инициирован проект ТРАСЕКА (транспортный коридор «Европа — Кавказ — Азия»).

 

Три «шелковых» проекта

 

Между тем многие задаются вопросом, почему же Россия, которая на первых порах учувствовала в проработке вопросов «Шелкового пути» и ТРАСЕКИ, оказалась «вне игры»?

По мнению одних экспертов, этому способствовала нестабильная экономическая ситуация в стране. Другие же утверждают, что РФ и вовсе не должна была участвовать в реализации первого проекта «Шелкового пути».

Отметим, что всего существует три варианта такого проекта. Первый – проходит через Каспийское море в азербайджанский порт Алят, откуда потом идет на станцию Кишлы (окрестности Баку).

Второй проект проходит через Иран, и только третий - по территории России через Казань до Москвы и Санкт-Петербурга.

Именно третий вариант, по мнению экспертов, наиболее выгоден Китаю. Почему? Да потому что Казахстан, Россия и Белоруссия входят в Евразийский экономический союз. И для того чтобы китайским товарам попасть на прилавки нужно будет преодолевать всего две таможни. А, учитывая, что этот маршрут намного короче, чем другие, вопрос о выгоде снимается сам собой.

Следует также добавить, что Россия подписала с Пекином декларацию о взаимопонимании только 8 мая текущего года, во время визита председателя КНР Си Цзиньпина в столицу на парад Победы. И до того момента подписания, никакой реализации проекта быть не могло.

 

По щучьему велению

 

Между тем Украина решила вставить свои пять копеек в реализацию проекта «Нового Шелкового пути». На днях экс-президент Грузии, глава Одесской области Михаил Саакашвили предложил китайской стороне, чтобы поток грузов из Китая в Европу шел через ее территорию. Об этом он заявил в интервью украинскому «5 каналу».

По его мнению, товары из Поднебесной должны идти через Ильичевский морской порт в Одесской области, поскольку это существенно сократит сроки транспортировки.

Однако политологи говорят, что пока рано воспринимать предложения Саакашвили всерьез.

«Дело в том, что у китайского руководства уже имеется на руках «дорожная карта» проекта «Шелкового пути», и Ильичевского порта на этой карте нет. С другой стороны, стремление Украины поучаствовать в новом  «Шелковом пути» - это как раз та ситуация, про которую уместно сказать: никогда не говори «никогда…», - пояснил СП политолог, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев.

По мнению же украинских экономистов, в этом вопросе Украина просто-напросто не выдержит конкуренции с РФ. «В любом случае основной поток грузов из Китая в ЕС будет проходить через Россию, это уже отработано и понятно китайскому бизнесу, тем более что Россия может увеличивать потоки грузов за счет реконструкции и строительства новых железнодорожных линий... Идея Саакашвили не имеет под собой расчетов и практических оснований», - приводит «Русская весна» слова президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко.

 Алиса Ермакова