Александр Лукашенко победил на нынешних белорусских выборах с рекордным числом голосов – 83,4% избирателей отдали свои голоса в поддержку действующего главы государства. Однако интрига президентской кампании традиционно заключается не в ее итогах, а в ее последствиях. Признает ли их Запад и не будет ли новой попытки проведения «цветной революции» на территории республики?

 

Миссия – наблюдение

 

За выборами президента Республики Беларусь наблюдали представители СНГ: 387 человек из девяти 9 государств в день голосования посетили 3195 избирательных участков. «Соответствующие законодательству страны и демократическим принципам» - так охарактеризовал их руководитель миссии наблюдателей от СНГ, глава Исполкома СНГ Сергей Лебедев.

«Органы власти Республики Беларусь и избирательные комиссии всех уровней обеспечили в ходе выборов право граждан страны на свободное волеизъявление. Миссия СНГ оценивает выборы как хорошо организованные и прошедшие на заметно лучшем организационном уровне, чем пять лет назад. Мы видели спокойное голосование как досрочно, так и в основной день»,  — отметил глава Исполкома.

 

Подкуп "батьки"

 

Евросоюз, проводивший пропаганду в стиле «Беларусь – последняя диктатура Европы»,  сдала свою позицию. После долгих дипломатических переговоров руководство ЕС решило отменить санкции против "батьки" и его страны. Впрочем, официальное заявление по этому поводу должно быть сделано только 12 октября — анонсируют СМИ.

Причин тому несколько. Во-первых, помилование шести политзаключенных в августе этого года. Во-вторых, недавно Лукашенко выступил в роли миротворца, проведя переговоры о прекращении огня на Украине.

Кроме того, роль сыграло решение Лукашенко по поводу размещения авиабазы России на территории страны.

Президент России Владимир Путин отдал распоряжение о подписании соглашения по созданию российской авиабазы в Белоруссии. Кроме того, Путин поручил российским Минобороны и МИД провести переговоры с белорусскими ведомствами для того, чтобы достигнуть договоренностей по поводу подписания соглашения. Позднее Лукашенко заявил, что Белоруссия не согласна с размещением российской авиабазы.

И есть еще одна важная деталь. Отношения Белоруссии с Ближним Востоком уже не вызывают особых проблем. Страна проводит более осторожную внешнюю политику. Например, в начале 2010-х годов Минск свел к минимуму свои контакты с Ираном и Сирией, когда эти страны попали в мощную международную изоляцию.

"В зависимости от поведения Лукашенко на президентских выборах, решение о приостановке санкций на 4 месяца будет официально принято уже в понедельник 12 октября", — пишет Газета.ру со ссылкой на источник.

Теперь Запад сменил настроения: штаты уже заявляют, что независимость — важнее демократии. Их новый приоритет: не допустить захвата  Беларуси Россией.

При этом главный вопрос в отношениях официального Минска с Западом остается все тот же, что и во все прошлые президентские кампании: признают или не признают на Западе итоги белорусских выборов.

 

Новая стратегия Запада

 

Согласно новой стратегии Запада, Беларусь, по мнению американских властей, должна перейти в западную сферу влияния и стать враждебной России страной.

После украинского кризиса и Минских соглашений Запад может взять Беларусь шантажом или уговорами: плавный дрейф «последнего диктатора Европы» в сторону Америки взамен на признание легитимности выборов и даже полную отмену санкций.

Впрочем, в Литве настаивают на более жесткой позиции. Как заявил на конференции о «недемократической Беларуси» в Вильнюсе 24 сентября представитель МИД Литвы Жигимантас Повиленис, в том случае, если Республика хочет быть демократической, есть только один выход — «драматически двигаться в сторону Запада, или вы погибнете». Ради «драматического движения в сторону Западу» литовский дипломат призвал белорусов не бояться открытого противостояния «тоталитарному режиму».

Иными словами, Литовская республика в очередной раз возлагает надежды на «цветную революцию» — силовую смену власти в Минске.

 

Радикальные настроения

 

Насильственная смена режима оставалась базовой задачей западных агентов влияния в Белоруссии со времен прихода к власти пророссийского Лукашенко. С 1996 года было не меньше пяти попыток устроить в центре Минска «майдан».

Впрочем, настроения самих белорусов в последнее время сменились. Возможность повторения украинских событий у себя приводит в ужас значительную часть протестного электората. Даже главный оппозиционный кандидат в президенты — Татьяна Короткевич — в этом году выступает с куда более умеренной и сдержанной риторикой, чем ее предшественники в 2010 году.

«С одной стороны, люди недовольны тем, что жизненный уровень просел. Впервые Александр Лукашенко не смог до выборов обеспечить рост доходов. Но все это пока перекрывает „украинский фактор“. Обыватель не хочет повторения событий на Украине», — говорит известный белорусский политолог Александр Класковский.

Правда, немногочисленную радикальную оппозицию в Беларуси еще никто не отменял. Окончательно растеряв поддержку оппозиционной части белорусского общества, она стала еще более радикальной.

Теперь многие из этих людей имеют за плечами опыт боевых действий: они прошли через войну на востоке Украины в составе ультраправых добровольческих батальонов — достаточно вспомнить заявление «Правого сектора» двухмесячной давности о создании в своих рядах тактической группы «Беларусь» для обучения белорусских союзников методам борьбы за «освобождение» своей нации.

Как сообщает Аналитический портал RuBaltic.Ru,  сейчас ученики «Правого сектора» вернулись с Донбасса в родную Беларусь и после выборов вполне могут продемонстрировать приобретенные навыки на центральной площади Минска. 

  Марина Староверкина