В Минске довольно долго ждали такого послабления со стороны европейских чиновников, поскольку в ЕС наметилось изменение отношения к бывшей республике Советского союза.

На протяжении нескольких лет власти Белоруссии становились жертвами ограничительных мер со стороны Евросоюза. 6 лет назад - в 2008 году санкции против политиков были приостановлены, причиной тому стало освобождение в Белоруссии политических заключенных, также в Европе отметили улучшение ситуации с правами человека в стране.

Однако уже в 2010 году после жесткого разгона протестных демонстраций в Минске Европа вновь ввела санкции. В октябре 2015 года европейские власти вновь приостановили санкции на срок в 4 месяца. И теперь новые послабления от Евросоюза, которые в самой Белоруссии считают серьезным шагом навстречу стране со стороны европейских чиновников.

 

Полумеры

 

Но не все так просто, ведь санкции не были сняты полностью, так что это скорее полумеры. В санкционных списках остались 4 человека, которых подозревают в причастности к пропаже в начале 2000-х годов нескольких оппонентов Лукашенко. Сейчас из этих людей государственный пост в Белоруссии занимает лишь один - глава управления делами президента Республики Беларусь Виктор Шейман, остальные же отошли от государственных дел. Кроме этого, не было снято оружейное эмбарго по отношению к Белоруссии.

Даже частичное снятие санкций может говорить о попытках Евросоюза сблизится с руководством страны, так сказать, изменить стратегию. В ЕС не пошли на полную отмену ограничительных мер, о чем может говорить и то, что в принятом недавно документе осталось много положений от прежних. Никуда не делись призывы к соблюдению прав человека, отмене смертной казни, устранения цензуры в СМИ, гарантии прав на свободное собрание и мер безопасности в сфере ядерной энергетики.

 

Перспективы

 

В Минске по-прежнему не особо обращают внимание на эти требования со стороны Евросоюза, предпочитая просто о них не вспоминать. Все же, несмотря на отсутствие видимых перемен в Белоруссии, можно с уверенностью говорить, что Евросоюз начал понимать, что необходимо обеспечить влияние на власти бывшей союзной республики. В Европе посчитали, что только идя навстречу Белоруссии можно со временем диктовать свои интересы.

Власти Белоруссии в этой ситуации могут радоваться тому, что теперь можно будет несколько улучшить экономическую ситуацию в стране путем налаживания контактов с Евросоюзом. Именно это больше всего интересует Минск. Европейские чиновники интенсифицируют торговое партнерство с Белоруссией, чтобы модернизировать ее экономическую систему. ЕС в дальнейшем собирается содействовать вступлению Белоруссии в ВТО, выходу белорусских облигаций на европейский рынок, более интенсивному сотрудничеству с Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). Более того, ЕБРР в дальнейшем может взяться за финансирование нескольких государственных предприятий Беларуси.

Кажется, что европейская сторона предложила белорусской слишком мало, но такая поддержка пойдет на пользу Минску, который в настоящее время переживает экономический кризис. А без помощи иностранных финансовых институтов в такой ситуации сложно обойтись. Стоит еще раз отметить, что от самой Белоруссии ничего нового не потребовали.

 

Отношение

 

Внутри Белоруссии сложилось двойственное отношение к снятию санкций. Оппозиционные политические силы недовольны тем, что европейские чиновники забыли о том, что Лукашенко не выполнил всех поставленных перед ним условий в плане внутренней политики. По мнению оппозиции, снятие санкций с окружения президента развяжет властям руки, чтобы поднять новую волну репрессий по отношению к недовольным. Сам Лукашенко в условиях отсутствия давления со стороны европейского сообщества и экономического кризиса будет действовать крайне жестко, а ситуация с правами человека будет ухудшаться.

Власти Белоруссии выразили удовлетворение случившимся, чиновники говорят об этом с нескрываемым оптимизмом. Александр Лукашенко выразил благодарность "евросоюзцам", которые, по его словам, поняли необходимость отойти от блокового мышления и конфронтации с Белоруссией. Власти Белоруссии надеются, что европейская стороны в дальнейшем будет помогать стране в финансовом плане. Возможно, потеплеет к Белоруссии и Международный валютный фонд (МВФ), от которого в стране ждут кредита на 3 млрд долларов. Ранее Лукашенко заявлял, что не будет пресмыкаться перед МВФ, который контролируется США, но все подождет, когда в МВФ захотят сотрудничать.

 

Что будет

 

Евросоюз из-за действовавших до этого санкций не подготовил никакой программы финансовой помощи для Белоруссии. По сути, свежепринятый документ особо не отличается от того, который был принят в октябре 2015 года. Сама Белоруссия тоже не особо старалась, чтобы европейские чиновники оказали стране серьезную финансовую помощь, поскольку условия по защите прав человека в Белоруссии не были выполнены. Для ЕС было бы логичней продлить санкции для оказания давления на Лукашенко, но здесь повлияли геополитические факторы, не зависящие от Евросоюза напрямую.

Вполне возможно, что на решение Евросоюза повлияла продолжающаяся перестрелка санкциями с Россией, хотя все больше политиков в Европе склоняются к отмене ограничений против РФ. Предполагается, что Белоруссия придерживается в этом вопросе нейтралитета по отношению ко всем сторонам конфликта. На руку белорусской стороне сыграло и то, что Лукашенко играл роль своего рода миротворца во время переговоров по мирному урегулированию военного конфликта на востоке Украины.

Кажется, что удача повернулась к Минску лицом, но это довольно эфемерно, поскольку все может разрушиться в ближайшее время, если Минск не получит от Европы столь необходимой экономической помощи. Не будет финансовой поддержки - не будет и хорошего отношения к Евросоюзу со стороны Лукашенко и его приближенных.

Алексей Петров