ФРГ становится председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в крайне тяжелые времена: никуда не делся кризис на востоке Украины - постоянно происходят новые столкновения, проблемы с мигрантами в самой Германии, участившиеся случаи терактов и, само собой, сирийский кризис.
Серьезная позиция
В преддверии своего председательства в организации 13 января глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер подтвердил серьезность позиции своей страны и заявил, что ОБСЕ необходима в качестве платформы для диалога и создания доверия к организации. Теперь Германия хочет добиться большей безопасности на всем пространстве ОБСЕ, но сделать это можно только сообща, объединив усилия.
В перспективе у председательствующей в ОБСЕ Германии значится укрепление возможностей самой организации в ходе полного цикла конфликта - от его предупреждения с последующим наблюдением за его ходом до постконфликтного. Самое пристальное внимание будет уделено конфликту на Украине, но при этом организация вернется к попыткам решения конфликтов в Нагорном Карабахе, Приднестровье и Южном Кавказе и активизирует там свою работу.
Главный вызов
Самым серьезным вызовом для ОБСЕ в 2016 году станет именно украинский конфликт, считает уполномоченный правительства ФРГ по сотрудничеству с Россией Гернот Эрлер. Чиновник также отметил, что организация не пойдет на встречу Москве по проблеме Украины, никаких уступок не будет даже на фоне участия России в борьбе против террористов в Сирии. Здесь Эрлер отметил важность выполнения минских соглашений.
Именно украинский конфликт показал несостоятельность ОБСЕ, поскольку в самой организации наметился раскол. Российская сторона обвинила организацию в использовании двойных стандартов в вопросе прав человека и вмешательстве во внутренние дела государств. Глава российского МИДа Сергей Лавров неоднократно заявлял, что Россия может выйти из организации, что могло поставить под сомнение необходимость существования оной.
Последние неудачи
ОБСЕ создавалась во времена холодной войны для решения конфликтов между странами Запада и Востока, но именно в конфликтах на территории стран бывшего Восточного блока организация показала свою несостоятельность. Вместо своих непосредственных обязанностей после распада СССР ОБСЕ пыталась помогать бывшим союзным республикам в строительстве демократии во главе с США. Этот факт и заставляет задуматься о роли ОБСЕ в текущем геополитическом положении. При этом организация так и не смогла решить отложенные конфликты, например, в Нагорном Карабахе, а также предотвратить новые - как это было в Грузии в 2008 году.
На кризис в самой организации многие политики закрывают глаза, предпочитая не замечать обострение противостояния между Россией и Западом. Ситуацию накалил и дипломатический скандал в организации, когда спикера российской Госдумы Сергея Нарышкина не пустили в Финляндию на очередную сессию Парламентской ассамблеи ОБСЕ. В знак протеста вся российская делегация решила не посещать заседание.
Что дальше
Несмотря на все неудачи организации, ряд экспертов не считает миссию ОБСЕ провальной, хотя и отмечают, что это довольно слабая организация. Также они не хотят допустить выхода из ОБСЕ России, вспоминая приостановку членства в ОБСЕ Югославии с 1992 по 200 годы. Если допустить выход России, то саму организацию можно просто распустить. Без России не будет смысла в специальной наблюдательной миссии на востоке Украины, поскольку альтернативы организации в этом районе конфликта просто не существует.
Алексей Петров