Совет ООН по правам человека гневно осудил правительство Башара Асада. Официальный представитель Белого дома Джей Карни заявил, что в Сирии могут ввести так называемую «бесполетную зону». Асад в ответ заявил, что в его страну скоро прибудут новые зенитные комплексы С-300.

 Надо заметить, что в Ливии объявление о введении такой зоны означало фактическую прямую агрессию. В Сирии НАТО, США и Евросоюз пока ограничиваются шантажом.

Совет ООН по правам человека по итогам длительных дебатов принял резолюцию, осуждающую участие иностранцев в боевых действиях в Сирии на стороне сирийских властей.

За документ было отдано 36 голосов при одном «против», еще восемь стран-членов Совета воздержались. Текст резолюции был предложен США и Катаром, а против высказался представитель Венесуэлы. Расклад традиционный.

По данным СМИ, под иностранными комбатантами, воюющими на стороне сирийского режима, в предложенном представителями США, Турции и Катара тексте резолюции подразумеваются боевые формирования шиитского движения «Хезболлах». Однако конкретного упоминания боевиков «Хезболлах» в документе нет.

Участие иностранцев – например, из Турции – в отрядах повстанцев-мятежников Совет ООН по правам человека почему-то нисколько не беспокоит.

Россия в данный момент не состоит в СПЧ. Но Москва не могла не отреагировать. Глава МИДа России Сергей Лавров заранее заявил, что возможное принятие этой резолюции создаст сложности для созыва международной конференции по сирийской проблеме «Женева-2». Лавров отметил, что в документе отражается позиция только одной стороны конфликта.

Тем временем американцы продолжают шантажировать сирийские власти.

Тем временем американцы продолжают шантажировать сирийские власти. Оказывается, они «рассматривают все варианты действий в Сирии, в том числе введение бесполетной зоны». Об этом заявил на брифинге официальный представитель Белого дома Джей Карни. И продолжил: «Мы неоднократно заявляли, что рассматриваем все возможные варианты действий. Соответственно, они включают и бесполетную зону, и другие методы»

Наконец, сирийская оппозиция определилась, на каких условиях она согласна участвовать в женевской мирной конференции. Требования их заведомо невыполнимые: оппоненты Башара Асада требуют, чтобы президент, командование армией и спецслужбами ушли в отставку.

Эти требования прозвучали на фоне очередного наступления правительственных войск. Армия освободила аэропорт Дабаа недалеко от границы с Ливаном и окружила крупную группировку мятежников.

Напомним, что два дня назад министры иностранных дел Евросоюза решили отменить эмбарго на поставки вооружений в Сирию, хотя при этом заявили, что пока не собираются поставлять туда оружие. Это тоже явный и типичный элемент шантажа.

Эксперты расценивают ситуацию в Сирии не слишком пессимистично. Вот как прокомментировал сложившееся положение научный руководитель Института прикладного востоковедения и африканистики Саид Гафуров.

– Сейчас дополнительные поставки оружия мятежникам лишь затянут их агонию.

Да и у Англии с Францией сейчас не так много денег, а после ливийской кампании не так много и оружия, чтобы передавать его сирийский повстанцам.

Кроме того, явно наметился успех действий сирийского руководства, направленных на достижение политического решения выхода из войны. И все военные успехи власти – это подготовка условий для проведения нормального национального диалога.

Его программа изложена и довольно понятна. Она состоит из трёх частей, и, если предельно упростить, она выглядит так.

Первая часть – безусловное прекращение огня.

Вторая – собственно сам национальный диалог, в результате которого будет сформировано новое выборное законодательство и, возможно, новая Конституция. Важнейший пункт обсуждений – гарантии для оппозиции в обеспечении их участия в демократических выборах.

Третья часть – выборы и всеобщая амнистия.

Включение амнистии в конец программы – это умный ход. Власть как бы заявляет: «Мы не начинаем с амнистии – мы уже это пробовали, мы ею заканчиваем: проводим переговоры, договариваемся о гарантиях и в рамках этих договорённостей проводим всеобщую амнистию».

Практически сейчас речь идёт только о торге по условиям, при которых разгромленные мятежники пойдут на переговоры. Торг идёт весьма жестокий.

Главное условие, выставляемое оппозицией, это отказ президента Башара аль-Асада участвовать в выборах. Но, видимо, это тот самый козырь, которым они будут вынуждены пожертвовать, ибо требование абсурдно. Даже в ЦРУ знают: за Башара отдадут голоса 75% населения.

Есть подозрение, что всё это бряцанье оружием в обсуждении эмбарго лишь для того, чтобы заставить правительство Сирии пойти на большие уступки.

Важно понимать, что раньше шла партизанская война, а сейчас мятежники преимущественно перешли к террору, взрывая бомбы на улицах. Поэтому всё больше и больше людей однозначно принимают сторону власти. И на выборах отдадут голоса Башару – если выборы президента будут прямые.

Есть подозрение, что всё это бряцанье оружием в обсуждении эмбарго лишь для того, чтобы заставить правительство Сирии пойти на большие уступки. Какие конкретно – сказать трудно, ибо переговоры с представителями оппозиции идут в закрытом режиме. Знаем лишь, что Сирия требует прекращения огня без всяких условий, а другая сторона требует ухода Башар аль-Асада.

И все разговоры о том, что готовится вооружённая интервенция в Сирию – это тоже часть дипломатического давления, чтобы навязать сирийским властям свои условия.

Не думаю, что НАТО полезет в ещё одну войну».

Сирийский президент рассказал о том, что поставка следующих партий зенитных комплексов С-300 ожидаются в ближайшее время.

Между тем, как сообщил «Интерфакс» со ссылкой на израильскую газету «Едиот ахронот», сирийский президент Башар Асад в интервью ливанскому телеканалу «Аль-Манар» рассказал о том, что поставка следующих партий зенитных комплексов С-300 ожидаются в ближайшее время. Это обстоятельство естественным образом усложняет, а то и вовсе делает невозможным вышеупаомянутое введение бесполетной зоны.

Россия продолжает поставлять сирийскому правительству системы противоракетной обороны С-300, по заявлениям МИДа, выполняя ранее заключенные контракты. Но это очень сильно беспокоит соседний Израиль.

Во вторник министр обороны Израиля Моше Яалон заявил, что российские противовоздушные комплексы С-300, намеченные к поставке в Сирию, еще не покинули территорию РФ. «Надеюсь, этого и не произойдет. Однако если они, не дай бог, будут доставлены в Сирию, мы знаем, как надо будет поступить», - добавил он, не раскрывая подробностей. Некоторые СМИ трактовали слова Яалона как угрозу использовать силу, чтобы помешать поставкам. На следующий день Нетаньяху запретил своим министрам публично высказываться на тему поставок в Сирию ракетных комплексов С-300.

Тем временем бывший посол Израиля в РФ, а ныне эксперт Герцлийского межотраслевого центра Цви Маген выступил со статьей на сайте Walla, в которой он высказал мнение, что до готовящейся конференции по урегулированию сирийского конфликта, которая должна состояться в Женеве, зенитно-ракетные комплексы С-300 не будут отгружены Сирии. Маген утверждает, что Россия использует угрозу поставки С-300 исключительно как козырь в региональной игре против Израиля и США.

«Россия пытается предотвратить вмешательство соседних с Сирией стран вроде Турции, которая заинтересована в активных действиях, или вмешательство сил НАТО, подобное тому, что имело место в Ливии»,– полагает Цви Маген.

Тем не менее, поставка ЗРК - российский козырь в отношениях с Израилем, отмечает бывший посол. Еврейское государство является «мощной военной силой, занимающей выжидательную позицию, но способной изменить баланс в любой момент, и поэтому для России важно, чтобы оно оставалось вне игры».

Именно этим, в частности, вызвано недавнее приглашение главы правительства Биньямина Нетаниягу в Сочи на встречу с российским президентом. «Если Израиль вмешается, у России будут проблемы», – подчеркивает Маген, но тут же выражает уверенность, что президент Путин слишком умен, чтобы поставлять С-300 в Сирию до Женевской конференции.

 

Николай Троицкий