В среду телеканал Al Arabiya со ссылкой на оппозиционеров из Местных координационных комитетов (Local Coordinating Committees) сообщил о крупной химической атаке в восточном пригороде сирийской столицы Дамаска — оазисе Гута. По последним данным, погибли, по меньшей мере, 1188 человек, среди которых женщины и дети. Заявление оппозиции прозвучало на фоне приезда в Сирию экспертов ООН по химоружию, которые расследуют прошлые атаки.

Обстрел был произведен в трех пригородах столицы Сирии - Айн-Терме, Джубаре и Замальке. Использовался нервно-паралитический газ зарин. Активисты возложили вину за атаки на правительственные войска. По их сведениям атакованы были территории, контролируемые повстанцами. Официально информация не подтверждена. Правительство Сирии сообщения опровергает, по словам его представителей, они направлены на то, чтобы помешать комиссии ООН выполнять свою работу.

Данные о количестве жертв также расходятся. Reuters со ссылкой на медсестру Байян Бакер из медицинского центра в городе Дума сообщает о 213 жертвах. Речь идет об атаке войск президента Сирии Башара Асада, утверждают источники агентства.

Проверить, действительно ли атаки имели место, и кто за ними стоит, сейчас невозможно. Правозащитная организация Syrian Observatory for Human Rights обратилась к комиссии ООН по химоружию, которая сейчас как раз находится в Сирии для расследования прошлых атак, с просьбой приехать в район бомбардировки и проверить сведения, полученные оппозиционными активистами.

Корреспонденты телеканала Russia Today опросили жителей района. По их словам, никакое химоружие вообще не применялось. В то же время израильское издание Haaretz публикует видеозапись из местного госпиталя с подписью «Кадры химической атаки в Гуте, Дамаск». На видеозаписи видно, как множество людей, среди которых большинство – дети, лежат без сознания в помещении госпиталя, а его сотрудники пытаются оказать им медицинскую помощь. Издание называет бомбардировки мощнейшей атакой за все время двухлетнего конфликта, за время которого погибли уже более 100 тысяч человек.

По мнению эксперта по Ближнему Востоку, военного эксперта Семена Багдасарова, сообщения об атаках возникают лишь для того, чтобы оправдать вмешательство в войну США и их союзников.

«Башару Асаду и правительству Сирии сейчас невыгодно давать повод для того, чтобы кто-то, зацепившись за это, осуществил какой-то акт агрессии: объявил о бесполетной зоне или о применении какого-нибудь спецназа для захвата. Ситуация в Сирии развивается так, что в последнее время правительственные войска перехватили инициативу.

Поэтому отрабатываются моменты, как сделать так, чтобы можно было обвинить сирийское руководство в чем-то, чтобы хотя бы локально были применены какие-то силы США и их союзников, тех же турок. Ничего больше не могут придумать, кроме как по опыту Ирака обвинить в применении химического оружия и оружия массового поражения. Отсюда и идет подобное нагнетание. Даже эксперты ООН признавали, что химоружие в Сирии было кустарного производства и делается самой оппозицией, но, возможно, отдельные склады были оппозицией захвачены.

В США есть две позиции. Одну из них представляют военные, в том числе генерал (Мартин) Демпси, начальник Объединенного комитета начальников штабов США, которые выступают против. Он активно использует возможности разведывательного управления и министерства обороны, доказывая, что им туда не надо. А есть позиция господина (Джона) Керри, госсекретаря США, который говорит, что надо».

Вопрос применения химического оружия в Сирии крайне политизирован. Правительство Асада и противостоящие ему повстанцы обвиняют друг друга в применении химического оружия в ходе сирийского конфликта на протяжении длительного времени. В середине июня 2013 года власти США заявили о наличии доказательств того, что химическое оружие «в небольших масштабах» использовалось правительственной армией. В то же время в Вашингтоне подчеркнули, что данными о применении химоружия повстанцами не располагают.

После этого Барак Обама, ранее отмечавший, что доказательства использования химического оружия станут «чертой», после которой США будут считать допустимым вмешательство в конфликт, санкционировал поставки стрелкового оружия противникам Асада. США подчеркивали, что ознакомили с имеющимися у них фактами применения войсками Асада химического оружия Россию, однако Москва подвергла выводы Вашингтона жесткой критике.

Позже постпред России при ООН Виталий Чуркин заявил, что российские эксперты установили, что именно сирийские повстанцы применяли химическое оружие, содержащее зарин, близ города Алеппо. Москва передала в ООН полную подборку документов с фотографиями, указанием конкретных географических координат, методов и результатов проведенной экспертизы.

По словам главы МИД РФ Сергея Лаврова, российские исследования полностью отвечают требованиям Организации по запрещению химического оружия в отличие от свидетельств применения химического оружия действующим режимом в Сирии, предоставленных США, Францией и Великобританией.

В середине августа группа из десяти инспекторов ООН по химическому оружию прибыла в Дамаск. По договоренности с правительством САР инспекторы будут одновременно расследовать три случая предполагаемых химических атак. Официально объявлено, что одним из мест, куда они отправятся, будет Хан-эль-Асаль, где, как утверждают сирийские и российские власти, в середине марта боевики применили нервно-паралитический газ зарин.

Юлия Трусова