Вашингтон будто больше не собирается поддерживать крайне тоталитарный режим Эр-Рияда. Тем более совсем недавно открылись новые факты по поводу участия саудитов в терактах 11 сентября 2001 года.

 

Причастность к терактам сентября 2001 года

 

Американская общественность долгое время требовала от главы государства рассекретить эти злополучные 28 страниц отчета до его прибытия в Саудовскую Аравию.

Последняя глава отчета двухпартийной комиссии Конгресса США о теракте 11 сентября 2001 года была засекречена по соображениям "защиты данных, которые имеют критическое значение для национальной безопасности". Именно в этой главе, по всей видимости, содержится информация о причастности Саудовской Аравии к страшным терактам. Американская общественность долгое время требовала от главы государства рассекретить эти злополучные 28 страниц отчета до его прибытия в Саудовскую Аравию. Саудиты из-за этого начали нервничать и угрожать грядущей распродажей американских активов королевства. Это может произойти в том случае, если конгресс одобрит проект, позволяющий привлекать к суду саудовское правительство за причастность к терактам 11 сентября.

Свою лепту внес и заместитель помощника Обамы по национальной безопасности Бен Родс, который заявил, что к финансированию террористов причастны не только богатейшие саудиты, которые не имели отношения к политике, но и высшие чиновники и члены их семей.

Среди экспертов по ближневосточному региону мало кто сомневается в наличии связей между саудитами и террористами из таких организаций, как "Аль-Каида", хотя эта уверенность и строится на косвенных доказательствах. Таких, например, как беспрепятственная коммерческая деятельность и доступ к дешевому финансированию семьи Усамы бен Ладена. Или способность Эр-Рияда (впрочем, далеко не всегда) ограничить исламистский терроризм в той или иной части света, как, например, это случилось во время войны в Чечне, когда российская внешняя политика сумела найти убедительные аргументы для королевской семьи. При этом принято считать, что саудовские власти заставляют террористов выполнить свою волю не насилием, а подкупом, договариваясь со своими мультимиллиардерами и исламистскими фондами, финансирующими боевиков.

Стоит напомнить, как именно саудиты пытались опровергать обвинения США в организации террористических атак 11 сентября. По их словам, комиссия Конгресса не выявила "никаких доказательств того, что правительство Саудовской Аравии в качестве учреждения или старшие саудовские должностные лица индивидуально финансировали организацию". То есть никто и не попытался скрыть, что "не старшие" должностные лица наряду с ведомствами и организациями Саудовской Аравии вполне могут быть причастны к организации терактов в США в сентябре 2001 года.

 

Переориентировать акценты

 

Среди экспертов по ближневосточному региону мало кто сомневается в наличии связей между саудитами и террористами из таких организаций, как "Аль-Каида".

Ранее Обама уже переориентировал акценты своей внешней политики на Ближнем Востоке на возобновление отношений с Ираном. Некоторые эксперты даже начали заявлять, что Обама готов прервать свои союзнические отношения с Саудовской Аравией, хотя страны и были союзниками на протяжении нескольких десятков лет. Об этом может говорить и то, что Вашингтон в свое время отказался наносить авиаудары по позициям правительственной армии в Сирии, как того требовал Эр-Рияд.

При этом у саудитов остается неоспоримый козырь, о котором заявлял глава МИД Адель аль-Джубейр – огромные инвестиции в экономику США. Для них и для их друзей в Вашингтоне из числа банкиров, нефтяников, политиканов и лоббистов это служит хорошей страховкой. Во время острого финансового кризиса, когда бюджет королевства был сформирован с большим дефицитом, причем на фоне огромных официальных и неофициальных (но озвученных) внутренних и внешних обязательств, которые просто не из чего финансировать, и низкой нефтяной конъюнктуры Саудовская Аравия умудрилась еще и влезть в несколько войн: в Йемене, в Сирии, в Бахрейне. Однако надежды остановить внутренний кризис за счет маленькой победоносной войны не оправдались. И йеменская, и сирийская кампании провалены, а огромные средства (война – дело дорогое, и только победоносная война повышает кредит) должны быть списаны в убытки.

 

Без геополитической конкуренции

 

У саудитов остается неоспоримый козырь, о котором заявлял глава МИД Адель аль-Джубейр – огромные инвестиции в экономику США.

Можно с уверенностью говорить, что на данный момент логика политики Обамы исходит из концепции, что США больше не нужно участвовать в геополитической конкуренции с такими державами, как Россия и Китай. "Арабская весна" и даже крах лояльного Вашингтону режима в такой стране, как Египет, почти не повлияли на интересы США. И основной задачей теперь видится не рисковать жизнями американцев, если действительно важные интересы США непосредственно не задеты. Куда лучше заставить других делать тяжелую работу по поддержанию миропорядка и борьбе с терроризмом.

При этом в рамках своей политики разворота на Восток Обама значительно меньше, чем его предшественники, ориентируется на нефтяные интересы. Он – ставленник банкиров и промышленников, а не американских нефтяников, отсюда и снижение интереса к нефтедобывающим монархиям Персидского залива. Конечно, это не кардинальная ломка, а тенденция, но то, что он, по выражению ряда консерваторов, излишне суров к арабским монархам, бросается в глаза.

Радикальный сдвиг в приоритетах внешней политики США очевиден. Однако остается неясным, насколько долговременным будет этот сдвиг, наследует ли его сменщик Обамы на президентском посту, станет ли он субстанциальным для американской политики на Ближнем Востоке или окажется случайным изменением, которое просто-напросто связано с чертами характера Обамы – его недоверием, а то и презрением к "историческим союзникам" Вашингтона в регионе. Время покажет, удалось ли властной верхушке США прийти к общему знаменателю в части изменений направления внешней политики.