70-летний Караджич был признан виновным в ряде военных преступлений, среди которых были и обвинения в геноциде боснийского населения в 1995 году. Столь длительный срок наказания свидетельствует о том, что бывшего лидера боснийских сербов фактически приговорили не просто к пожизненному заключению, а, скорее, к сверхпожизненному.

 

Обвинительный процесс

 

События в Сребренице стали предлогом для начала бомбардировок сербского населения Югославии войсками НАТО в 1999 году,

Гаагский суд согласился практически со всеми пунктами обвинения против Караджича, среди которых значились истребление, убийства, изгнание мирного населения, систематическое уничтожение жителей Сараево, включая детей, захват заложников, в том числе миротворцев, а также геноциде мусульманского населения в Сребренице в период с 1991 по 1995 год. Суд посчитал, что командование армией боснийских сербов во время войны намеревалось истребить всех мусульман на территории Боснии, а сам Караджич способствовал реализации этих намерений. Осталось неизвестным, как юридически суд объяснил действия Караджича - отдавал ли он приказы об истреблении мирных граждан фактически или просто способствовал этому.

Процесс в МТБЮ по делу генерала Караджича длился более 6 лет - с осени 2009 года. За это время, весной 2006 года, находясь в заключении, умер главный обвиняемый по делу о событиях в Югославии - бывший президент объединенной страны Слободан Милошевич, который не дожил до приговора несколько месяцев. Чтобы оправдать важность своей работы МТБЮ пришлось в срочном порядке найти нового обвиняемого, им впоследствии и стал бывший лидер боснийских сербов Радован Караджич. Ордер на арест Караджича хоть и был выдан еще в 1996 году, найти его удалось только в 2008 году. После гражданской войны он преспокойно себе жил под другим именем и занимался вполне мирными делами, отойдя от политики.

 

Ожидаемый приговор

 

Караджич с самого начала процесса отказался признавать себя виновным, поскольку, в основном, все преступления совершали хорватские и мусульманские вооруженные формирования, а сербские военные лишь отстаивали территориальную целостность своей страны. Караджич также рассказал, что у него была личная договоренность с бывшим представителем США на Балканах Ричардом Холбруком о том, что глава сербов в Боснии уйдет из политики в обмен на непрекосновенность со стороны Гаагского трибунала. Госдеп впоследствии отверг эту информацию, основываясь на том, что Холбрук скончался в 2010 году, и не смог подтвердить слова Караджича.

Процесс в МТБЮ по делу генерала Караджича длился более 6 лет - с осени 2009 года.

После этого Караджич понял, что весь процесс над ним носит явно политический и односторонний характер. Считалось, что сербский генерал со своим опытом работы психиатром будет активно себя защищать в суде, но серб никогда не был склонен к манипулированию, тем более в ситуации, когда все присутствующие в зале суда очевидно настроены против него. Сам Караджич в свое время пришел в политику на волне студенческих волнений в Сараево, своими речами он воодушевлял людей, но участвовать в явном судилище со стороны Гаагского трибунала он не захотел.

Уже после вынесения приговора адвокаты Караджича рассказали, что генерал в свои 70 лет чувствует себя хорошо, у него хорошее состояние здоровья и бодрый дух. Своего приговора Караджич ждал спокойно без опасений, по-видимому, понимая изначально, что его ждет. Перед вынесением приговора сербский генерал работал над своей книгой и читал духовную литературу, рассказал адвокат. Караджич все время поддерживал своих защитников, призывая тех не беспокоиться по поводу вердикта, поскольку весь народ все равно знает правду.

 

Реакция в России

 

Считается, что события в Сребренице стали предлогом для начала бомбардировок сербского населения Югославии войсками НАТО в 1999 году, хотя этот эпизод случился за несколько лет до начала натовских налетов. Так совпало, что дата вынесения приговора Караджичу совпала с 17-летней годовщиной начала нападения западных войск на сербское население Югославии.

Своего приговора Караджич ждал спокойно, без опасений, понимая, какой вердикт будет вынесен.

Председатель российской партии "Родина", депутат Госдумы Алексей Журавлев на своей странице в соцсети написал по поводу годовщины тех трагических событий: "Мы склоняем головы перед памятью невинных жертв западной военно-политической машины, выражаем соболезнования близким погибших. 17 лет назад, в 1999 году, именно США и НАТО развязали полномасштабную войну практически в центре Европы". По мнению Журавлева именно после событий в Югославии по всей Европе начала разрастаться террористическая угроза. "Кровавые следы всех новейших войн ведут в американский Белый дом США и в штаб-квартиру НАТО. Именно там - истоки и причины сегодняшней "пляски смерти" в Европе и на Ближнем Востоке. Не забудем и не простим", подчеркнул Алексей Журавлев.

Позднее, уже после того, как стало известно о приговоре Караджичу, Алексей Журавлев написал: "Радовану Караджичу 70 лет. 40-летний тюремный срок для него - это смертный приговор". Гааагский трибунал Журавлев назвал "трусливыми палачами", которые просто убирают свидетелей тех событий и заметают следы вины западных военных и политиков.

 

Оправдание задним числом

 

 Алексей Журавлев:

Радовану Караджичу 70 лет. 40-летний тюремный срок для него - это смертный приговор.

Обвинение Караджича за все время судебного разбирательства успело приобрести явно политический окрас. Сняв с Караджича обвинения в геноциде в 7 регионах Боснии, МТБЮ оставил обвинение в организации массовых убийств в Сребренице. Это явно указывает на попытку западных политиков найти оправдание началу массовых бомбардировок сербских позиций в Югославии, когда ко всему прочему использовались радиоактивные боеприпасы с обедненным ураном. Так называемому международному сообществу просто нужно было придумать свою собственную правду хотя бы задним числом.

С юридической точки зрения прямых доказательств вина Караджича доказана не была. Во время трагических событий в Сребренице имел место самосуд, ни один политик или военных из высших чинов не отдавал прямого приказа на уничтожение мирных жителей. Трибунал по бывшей Югославии решил более широко трактовать понятие о коллективной ответственности и все же наказать политиков и военных за преступления людей, чьи личности не были определены. Суд решил, что все действия и стремления Караджича к созданию независимого государства сербским населением Боснии привели к трагедии в Сребренице.

Алексей Петров