Избежать большего количества жертв помог таксист, заподозривший, что подвозил в аэропорт террористов. Благодаря его сведениям удалось найти третью бомбу в аэропорту Брюсселя, которая не взорвалась. Кроме того, он рассказал полиции, что пассажиры хотели взять с собой еще больше сумок, но он отказал им, поскольку места в автомобиле больше не было. Во время обыска на квартире специалисты нашли бомбу, начиненную гвоздями и химические вещества.
"Не экспромт, а заготовка"
Бельгийские СМИ со ссылкой на полицию сообщили, что двумя смертниками, взорвавшимися в аэропорту, были братья Халид и Брахим Бакрауи, главные подозреваемые расследования по соучастнику терактов в Париже Салаху Абдесламу, которого задержали 18 марта. То есть связь с задержанием Абдеслама есть, хотя бельгийские власти и отрицают. Но при этом эксперты однозначно уверены – данные теракты не экспромт, а заготовка, просто, возможно, их было решено осуществить раньше, пока захваченный боевик не сдал все планы.
События в Париже и Брюсселе лишний раз доказали правильность решения России провести операцию в Сирии.
Полиция Германии во вторник задержала трех человек в автомобиле с бельгийским номерным знаком неподалеку от границы с Австрией. Это произошло еще до терактов в Брюсселе. "Было запущено расследование в отношении возможного планирования серьезного преступления против государства, так как было предупреждение об этом", — цитирует агентство представителя полиции. Сообщается, что задержанные – жители Косово.
То есть созданное на отторгнутой от Сербии территории так называемое государство Косово может стать еще одним источником террористической угрозы. Как и в случае с беженцами, по сути, речь идет о том, что действия Запада оборачиваются против него самого. Точнее, против Европы, которая не ведет самостоятельной политики, руководствуясь лишь желанием угодить США. При этом, сами американцы, которые находятся на приличном расстоянии от Европы, считают, что их никакие угрозы не коснутся.
Тактика запугивания
Вполне возможно, что могут быть совершены новые атаки террористов. Об этом заявил представитель Госдепа США: "Террористические группировки продолжают планировать в краткосрочной перспективе нападения по всей Европе, их целью являются спортивные мероприятия, туристические места, рестораны и транспорт".
Рисунок терактов в Брюсселе идентичен парижским - теракты осуществлены одновременно в разных местах города. Такая схожесть указывает на то, что это не совпадение, а новая тактика террористов, которая уже получила название "насыщающего террористического нападения".
Бельгия на протяжении многих лет отличалась одной из самых простых процедур натурализации в Европе.
Суть тактики — в длительном, изматывающем давлении на страну и людей при помощи постоянного потока дешевых "одноразовых" террористических групп. Поражающая сила самих взрывов тоже относительно небольшая, ведь главная цель — при относительно небольшом числе жертв создать большую панику. Результатом такого терроризма становится паралич системы безопасности, резкое увеличение расходов на "борьбу с террором", нарастание медийной истерии и паники в обществе. Цель - заставить европейцев отказаться от традиционного уклада и образа жизни. Кое-где они уже добиваются успеха: например, объявлено, что на чемпионате Европы по футболу, который пройдет летом во Франции, ряд матчей может быть проведен без зрителей, если будут вопросы по безопасности.
Расходный материал
Количество "расходного материала" для подобных атак огромно – только за прошлый год в Европу приехало свыше миллиона беженцев, к тому же в большинстве стран весьма внушительные мусульманские диаспоры. Сколько среди них потенциальных террористов никто сказать не может, ибо агентурная работа спецслужбами провалена. Зато известно, например, что среди беженцев, прибывших в Германию, до 80 процентов составляют мужчины в возрасте от 16 до 25 лет. Самый подходящий возраст для боевиков.
События в Германии и других странах ЕС, имевшие место под новый год – массовые нападения на женщин – вполне можно рассматривать как своеобразную "проверку" спецслужб: насколько они готовы, как будут вести работу после парижского теракта. Выяснилось, что не готовы, боятся реагировать адекватно, задавлены толерантностью. Значит, можно наносить новые удары.
Направление угрозы
Вполне возможно, что могут быть совершены новые атаки террористов, заявил представитель Госдепа США
Отметим и символизм террористических атак. Париж – культурная столица европейской цивилизации. Брюссель – административная. По этой логике, считают эксперты, следующий удар может быть нанесен по Риму – религиозный центр, символ католичества, своеобразная месть за "крестовые походы".
Кроме того, теракт в Брюсселе можно рассматривать и как демонстрацию угроз в адрес США, поскольку взрыв в аэропорту по некоторым данным произошел у стойки регистрации американской авиакомпании, а неподалеку от взорванного метро находятся не только административные здания ЕС, но и посольство США.
Провал европейских спецслужб
Среди причин совершенных в Бельгии терактов можно выделить очевидный провал спецслужб. Во-первых это случилось на фоне работы спецслужб в условиях "торжества толерантности". Невозможность действовать максимально жестко, не попав под прессинг "борцов за права человека".
За прошлый год в Европу приехало свыше миллиона беженцев
Серьезно повлияла либеральная миграционная политика Евросоюза - Бельгия на протяжении многих лет отличалась одной из самых простых процедур натурализации в Европе. С 2000 по 2013 год прибывший в страну иностранец мог получить гражданство после трех лет проживания (двух лет в случае, если речь шла о беженцах). Для получения гражданства не требовалось знание государственного языка. Это позволяло легко натурализоваться в том числе жителям этнических анклавов. При этом, по данным экспертов, из общего количество приехавших в Европу мигрантов 40% не адаптируются полностью, 40% выглядят внешне интегрированными к вызовам западного сообщества, но это лишь фасад, и только 20% вливаются в общество органично. В пересчете на душу населения Бельгия также лидирует по количеству местных жителей, отправившихся воевать в Сирию за исламистов.
Не стоит забывать и о существовании мусульманских анклавов, непрозрачных и неконтролируемых, населенных социально неблагополучным населением. По официальным данным, безработица в районе Моленбек составляет 30% (для молодежи — 40%) при средних по стране 8,4% по итогам второго квартала 2015 года. В этом районе, например жил Хасан аль-Хаски, один из организаторов взрыва в Мадриде в марте 2004 года - крупнейшего до сих пор теракта в Европе по количеству жертв: 191 погибший, 2000 раненых (к вопросу о наказании за терроризм в Европе – его осудили всего на 14 лет). Плюс к этому в Бельгии огромный рынок оружия. С 2009 по 2013 год бельгийская полиция зарегистрировала 25 тысяч случаев нелегального приобретения оружия.
Антитеррористические методики, используемые в Европе, были приняты в достаточно спокойные годы, когда угроза терроризма не была настолько острой. Ситуация резко изменилась, а методы остались прежними. Террористическая угроза возросла прежде всего по двум причинам. Во-первых, она связана с активной позицией ряда стран, в том числе стран НАТО, по отношению к конфликтам на Ближнем и Среднем Востоке и в Северной Африке: в Ливии, Сирии, Ираке, Афганистане. Во-вторых — с большим потоком беженцев, под прикрытием которых террористические группировки начали проникать на территорию Европы.
Предотвращая угрозу
Антитеррористические методики, используемые в Европе, были приняты в достаточно спокойные годы, когда угроза терроризма не была настолько острой.
Из этого следует, что у руководства как Бельгии, так и ЕС отсутствует политическая воля. Бельгия в кризисе, раздираема противоречиями между фламандцами и франкофонами, долгое время находилась на грани развала и существовала без правительства. Естественно, в таких условиях не до эффективной работы спецслужб.
События в Париже и Брюсселе лишний раз доказали правильность решения России провести операцию в Сирии. Одной из целей было, как известно, уничтожение выходцев из России, которые, набравшись опыта на Ближнем Востоке, могли вернуться к нам и развернуть новую волну террора. По данным министра обороны России Сергея Шойгу, за время операции таких боевиков было уничтожено свыше двух тысяч.
Мы пережили чудовищные трагедии: 1995 год — Буденновск; 2002-й — "Норд-Ост"; 2004-й — Беслан… Но мы сделали из них правильные выводы, начали планомерную работу. Результаты ее налицо: количество терактов сокращается из года в год. Силовиками и властью найден правильный подход: мы работаем на дальних подступах — там, где эти террористы прячутся, тренируются, готовят взрывчатку. Расслабляться, конечно, рано: мы находимся сегодня в той же зоне угроз, что и Европа. Но при этом, по данным экспертов, по антитеррористической работе Россия опережает Европу примерно на десять лет.
Степан Филатов