Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев вылетает с рабочим визитом в Москву. Цель его визита не только участие в Параде Победы, но и решение внешнеполитических задач. От итогов заседания ЕАЭС на высшем уровне зависит, присоединиться ли Киргизия к союзу уже в этом мае.

 

Условия Киргизии

 

Как сообщил заведующий отделом внешней политики аппарата главы государства Сапар Исаков, стороны столкнулись с рядом разногласий. В частности, на сегодняшний день Киргизию беспокоит вопрос взаимоотношения с со странами, не входящими в ЕАЭС.

Республика по-прежнему настаивает на присоединении к союзу с учетом своих интересов.

Первым несогласованным моментом является требование Кыргызстана о том, чтобы в отношении товаров, которые будут завозиться в республику для реализации инфраструктурных проектов, проспонсированных Китаем, действовали таможенные льготы.

Во-вторых, Кыргызстан настаивает на исключении аудита отечественной системы ветконтроля. В качестве довода страна напоминает другим участникам евразийского объединения, что договор о ЕАЭС устанавливает в случае равного участия в союзе принцип взаимного признания систем и документов, выдаваемых органами ветконтроля, а значит, можно обойтись без дополнительных проверок.

 «Поскольку в соответствии со статьей 58 Договора о ЕАЭС устанавливается принцип взаимного признания систем и документов, выдаваемых органами ветеринарного контроля стран ЕАЭС, Киргизия при равноправном участии в ЕАЭС может претендовать на признание системы ветеринарного надзора без дополнительных процедур аудита», — заявляет Минэкономики.

Исаков напомнил, что, если спорные протоколы не будут подписаны, не будет и ратификации соглашения между Кыргызстаном и ЕАЭС. "Между сторонами есть понимание", - уверен он.

 

Накал вокруг ЕАЭС

 

Подготовка к присоединению к Таможенному союзу ведется уже более года. В качестве финансовой поддержки Россия планирует выделить Киргизии 200 млн долларов(это, кстати, было одним из решающих условий для ориентации Киргизии на евразийскую интеграцию).

Присоединение Киргизии происходит в крайне тяжелых для союза условиях. Во-первых, экономическая нестабильность в России не внушает доверия партнерам по ЕАЭС.

Во-вторых, украинский кризис обострил отношения между странами. Противоречива позиция Белоруссии: Александр Лукашенко в одном из выступлений заявил, необходимости участия США в конфликте: « считаю, что без американцев в Украине невозможна никакая стабильность».

В-третьих, осложняются взаимоотношения в самом союзе: это споры Белоруссии по налогам на продукты нефтепереработки, проблема контрабандной европейской продукции, проникающей на российский рынок через границы партнеров, а также осложнения, связанные с девальвацией российского рубля, в результате которой Казахстан уже заявил о необходимости введения защитных механизмов для отечественного производителя, который не выдерживает натиска подешевевшей российской продукции. А это прямое отступление от достигнутых договоренностей в сфере таможенно-тарифной политики.

Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Людмила Кравченко

Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Людмила Кравченко, В таких сложных условиях Киргизия, создающая для своих партнеров больше экономических проблем, чем выгод, присоединяется к союзу. Однако это вопрос исключительно геополитический. Поэтому Россия и должна заплатить за этот стратегический шаг финансовыми вложениями. Что же касается Киргизии, то, с одной стороны, членство в союзе открывает определенные перспективы: приток инвестиций, расширение рынка сбыта через снижение таможенных пошлин, вложение в развитие экономики и инфраструктуры. В частности, это выделение Таможенным союзом средств на создание фонда развития экономики страны, строительство заводов в Киргизии, обустройство границы, создание лабораторий по сертификации товаров в соответствии с требованиями ТС. Киргизские рабочие как члены ЕАЭС не будут сталкиваться с проблемами в миграционной сфере, которые сейчас испытывают выходцы других Среднеазиатских республик. Но с другой стороны, подешевевший рубль понизил потенциальную выручку от торговли с Россией, что сделало ее менее привлекательным фактором, чем год назад, когда Киргизия начала процесс присоединения. Также вероятно обострение проблемы с китайскими товарами, которые поступают на киргизский рынок через каналы челночной торговли. Для Киргизии - это источник доходов, но отношение Казахстана к открытию своего рынка сельскохозяйственной и текстильной киргизской продукции и потенциальному притоку китайских товаров - негативное. Поэтому не исключено, что от Киргизии потребуют ужесточения своего таможенного законодательства в торговле с третьими странами.

 Марина Староверкина