В Таджикистане продолжается антитеррористическая операция против сторонников генерал-майора Абдухалима Назарзоды. Он организовал вооруженное нападение на центральный аппарат министерства обороны страны. Мятежного генерала поддерживают военнослужащие десантно-штурмового батальона минобороны. Как считают эксперты, происходящее - наглядная демонстрация недовольства президентом республики Эмомали Рахмоном в военных кругах
Как это было?
Сообщения о вооруженных нападениях на территории Душанбе и в расположенном неподалеку городе Вахдате стали поступать еще 4 сентября. Группа вооруженных людей под руководством бывшего заместителя министра обороны Таджикистана Назарзоды Абдухалима Мирзо напала на отдел внутренних дел города Вахдата и на центральный аппарат министерства обороны Таджкистана.
Им удалось захватить большое количество оружия и боеприпасов, погибли 10 сотрудников органов внутренних дел, еще шестеро получили огнестрельные ранения.
По официальным данным в ходе спецоперации 19 боевиков были задержаны, 17 ликвидированы, изъято более 500 единиц оружия и боеприпасов. Также были обнаружены несколько тайников оружия и транспортные средства. Сообщается, что Назарзода Абдухалим и его подельники скрылись в Рамитском ущелье.
Попытка дестабилизации
В субботу президент РФ Владимир Путин провел телефонный разговор с лидером Таджикистана Эмомали Рахмоном и назвал произошедшие в этой республике события как попытку дестабилизации, сообщает «Первый канал» со ссылкой на пресс-секретаря главы российского государства Дмитрия Пескова.
«Российский лидер квалифицировал события в республике как попытку дестабилизации внутренней ситуации в стране и высказал слова поддержки руководству Таджикистана. Путин и Рахмон условились провести отдельную встречу в ходе предстоящего 15 сентября в Душанбе саммита ОДКБ», — передает «Первый канал».
Таджикистан – союзник Москвы в Центральной Азии. На территории этой страны находится российская военная база, представители которой совместно с таджикскими пограничниками несут службу по охране границы с Афганистаном.
Как полагает эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко,в случае ухудшения ситуации оказать помощь Рахмону может ОДКБ, но при условии вхождения Таджикистана в Евразийский экономический союз.
«У Рахмона нет выхода. Американцам он не нужен. Китайцы понимают, кто бы ни пришел к власти, они никуда не денутся (из Таджикистана. — «Газета.Ru»)», — цитирует Газета.ру слова Малашенко.
Тенденция прошлых лет
51-летний генерал-майор Абдухалим Назарзода - в прошлом член объединенной таджикской оппозиции. Последние несколько лет он особенно активно сотрудничал с таджикскими властями и дистанцировался от оппозиции. Как считают эксперты, нынешнее противостояние – результат многолетней концентрации власти в руках Рахмона.
В марте этого года партия ПИВТ, несмотря на, казалось бы, прочные позиции в целом ряде регионов, не смогла преодолеть пятипроцентный барьер на парламентских выборах и не попала в парламент. Сторонники партии обвинили власти в фальсификациях и давлении. Столкновениям с Назаровым предшествовала уже очередная и, видимо, самая серьезная кампания, направленная против его однопартийцев. Итогом этой кампании стали выход значительной части сторонников ПИВТ из ее рядов и решение министерства юстиции отозвать регистрацию партии, так как число ее сторонников в регионах стало меньше, чем это требует законодательство. Центральный офис партии решением экономического суда 28 августа был опечатан. ПИВТ распространила сообщение о переносе своего съезда.
«Возможно, эти обстоятельства привели к тому, что явные или тайные сторонники оппозиции, ставшие слишком явно «лишними» для Рахмона, посчитали, что власти перешли границу», – сказал старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований Аждар Куртов в беседе с «НИ». Вместе с тем он не исключил возможность того, что конфликт с Назаровым мог быть и совсем на другой, не политической почве. «Но в любом случае происходящее отражает курс президента и может привести к неприятным последствиям, – считает Куртов. – ПИВТ толкают в подполье, и это в условиях, когда у Таджикистана и так много проблем. Но, вероятно, желание остаться у власти настолько велико, что решено было пренебречь подобной угрозой».
Марина Староверкина