За последние несколько лет России и Ирану удалось достичь значительного прогресса в развитии двустороннего сотрудничества в различных сферах. Москва и Тегеран единым фронтом выступают за формирование справедливого и многополярного миропорядка, совместно противодействуют попыткам коллективного Запада подчинить себе неугодные государства. На фоне усиливающейся со стороны западного мира изоляции наши страны взяли курс на расширение торгово-экономических связей, позволяющих вместе преодолевать новые вызовы и обеспечивать защиту национальных интересов. Иран заинтересован в развитии международного транспортного коридора «Север — Юг», готов насытить наш рынок автомобилями и запчастями, а также рассчитывает на поток российских туристов, для которых создаст наиболее благоприятные условия. Об этом в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказал Чрезвычайный и Полномочный Посол Исламской Республики Иран в России Казем Джалали.  
 
«Мы переживаем золотой период развития наших двусторонних связей»
 
- Россия и Иран выступают за формирование справедливого мироустройства, создание региональной и глобальной безопасности, совместное противодействие диктатуре Запада. Как сегодня складывается сотрудничество между Ираном и Россией в политической сфере? Каковы результаты данного сотрудничества и могли бы вы назвать векторы его дальнейшего развития?
 
- Я хотел бы отметить, что отношения между Исламской Республикой Иран и Российской Федерацией основаны на двух столпах.
Первый столп — это элемент соседства. Мы — две страны, которые находятся в соседстве друг с другом и имеют очень глубокие исторические связи. На протяжении истории отношения между Исламской Республикой Иран и Российской Федерацией имели свои взлеты и падения. Но тем не менее, несмотря на взлеты и падения, мы были и остаемся соседями.
 
Второй столп наших отношений — это наши совместные и идентичные подходы на региональном и международном уровне. Исламская Республика Иран на протяжении 43 лет противостояла односторонним действиям Соединенных Штатов Америки. Мы делали и делаем большой акцент на обеспечении своей независимости и суверенности.
 
И я хочу сказать, что вы, народ и руководство России, очень хорошо испытали на деле коллективный Запад. Вы тоже прилагали огромные усилия к тому, чтобы определить некое мирное сосуществование с Западом. Но международные односторонние действия, которые предпринимались коллективным Западом в отношении вас, привели вас как раз к тому идентичному опыту, который народ Ирана получил на глобальном уровне.
 
Я думаю, что западный мир сталкивается с соответствующими противоречиями. С одной стороны, они пропагандируют демократию и народовластие во внутриполитической жизни тех или иных стран. С другой — они сейчас поддерживают некоторые диктаторские и авторитарные режимы. На глобальном уровне они проявляют себя как диктаторы, и они не хотят, чтобы другие страны на международном уровне играли самостоятельную роль.
 
И я хочу сказать, что и вы, и мы очень хорошо поняли эту диктатуру. По этой же причине наши подходы на международном уровне очень идентичны.
 
На основе нашего соседства, а также на основе близких подходов на международной арене политические отношения между нашими странами с каждым днем поступательно развиваются и укрепляются. И в связи с этим я хочу сказать, что сейчас мы переживаем золотой период развития наших двусторонних связей. 2022 год был поворотным моментом в наших отношениях. В январе 2022 года наш уважаемый президент приезжал в Москву. В июле 2022 года президент Путин посетил Иран. Наши отношения по всем направлениям: в сфере политики, экономики, культуры и обороны — поступательно развиваются.
 
- Информационные агентства недавно сообщали, что в настоящее время завершается подготовка нового базового межгосударственного договора между Ираном и Россией. Когда стоит ожидать его подписания?
 
- Я хотел бы отметить, что в 2020 году его Светлость Верховный лидер Исламской Республики Иран аятолла Хаменеи и его Превосходительство Президент Путин обменялись письмами. Один из пунктов этих писем заключался в том, чтобы мы начали подготовку проекта всеобъемлющего межгосударственного современного соглашения между нашими странами. А потом министры иностранных дел наших стран договорились о том, что Иран подготовит проект данного межгосударственного соглашения. Мы подготовили этот проект и передали нашим российским коллегам на изучение. Российская сторона изучила этот проект и внесла замечания в текст этого соглашения. Потом мы в Иране еще раз изучили этот текст и добавили к нему свои соображения. Сейчас этот документ находится у наших российских коллег для того, чтобы они изучили его окончательную версию и высказали бы свое финальное мнение по содержанию данного соглашения.
 
Мы надеемся, что в 2023 году это соглашение будет подписано двумя нашими правительствами. Так как это межгосударственное соглашение, то после подписания оно должно будет получить ратификацию в наших парламентах.
 
- Недавно СМИ сообщали, что в ближайшее время глава МИД Ирана планирует посетить Россию. Есть ли ясность по срокам данного визита?
 
- Да, дай бог, в марте этот визит в Москву состоится.
 
«Межпарламентские связи развиваются»
 
- В январе этого года с рабочим визитом Тегеран посетил спикер Государственной Думы Вячеслав Володин. В ходе визита его коллега, глава Собрания Исламского Совета Ирана Мохаммад Багер Галибаф отметил, что прошедший 2022 год стал апогеем развития двусторонних отношений наших государств. А как бы вы охарактеризовали межпарламентское взаимодействие между Москвой и Тегераном и как вы видите его дальнейшее развитие?
 
- Вы знаете, я хотел бы отметить, что межпарламентские отношения между нашими странами имеют очень много особенных преимуществ. Мы сейчас развиваем эти отношения на нескольких уровнях.
 
Первый — это те особенные контакты, связи, которые сложились между председателем Государственной Думы Российской Федерации и председателем Собрания Исламского Совета. Вячеслав Викторович Володин после того, как господин Раиси был избран в качестве Президента Исламской Республики Иран, по приглашению доктора Галибафа, председателя Собрания Исламского Совета, приехал в Иран и принял участие в церемонии инаугурации нашего президента. И после этого господин доктор Галибаф приезжал с визитом в Москву. И как вы отметили, в конце января текущего года Вячеслав Викторович Володин посетил Иран. Это первый уровень.
 
А второй уровень — это совместная межпарламентская комиссия высокого уровня. Несколько лет назад оба председателя парламентов создали эту совместную межпарламентскую комиссию высокого уровня. Членами этой комиссии являются представители наших парламентов, а также представители государственных органов. Они во время заседаний этой комиссии обсуждают весь спектр наших двусторонних отношений. Таким образом, высокопоставленные парламентские представители и представители государственных органов мониторят наши отношения и стараются укрепить наши двусторонние связи.
 
Третий уровень — это те контакты, которые есть между руководителями наших парламентских групп дружбы. С иранской стороны господин доктор Резаи, руководитель парламентской группы дружбы, приезжал с визитом в Москву. С российской стороны Владимир Абдуалиевич Васильев, руководитель группы дружбы Государственной Думы, тоже ездил в Тегеран, и они обсуждали наши межпарламентские связи.
 
Четвертый уровень — это контакты между комитетами наших парламентов. И здесь я хотел бы отметить, что очень хорошие связи есть у Леонида Эдуардовича Слуцкого, председателя Комитета по международным делам с иранскими должностными лицами, и, в частности, с господином Джалалзаде, председателем комиссии по национальной безопасности и внешней политике Меджлиса Исламского Совета.
 
Я хотел бы отметить также хорошие отношения, которые мы поддерживаем с председателем Комитета по международным делам Совета Федерации. И я хотел бы сказать, что господин доктор Джалалзаде сюда тоже приезжал, встречался со своими коллегами в обеих палатах парламента. Были также обмены делегациями и между другими парламентскими комитетами.
 
Одним словом, я хочу сказать, что межпарламентские связи развиваются. И я хочу сказать, что его Превосходительство господин доктор Галибаф имеет очень хорошие контакты и с Вячеславом Викторовичем Володиным, и с Валентиной Ивановной Матвиенко. Они проводят телефонные разговоры, обмениваются письмами.
 
Проблемы транзита и логистики
 
- Согласно опубликованной статистике, за последние три года товарооборот между Ираном и Россией увеличился вдвое. По вашим прогнозам, как дальше будут развиваться торгово-экономические отношения между нашими странами?
 
- Я хотел бы отметить, что за последние три года объем товарооборота между нашими двумя странами утроился. И мы прогнозируем, что наши торгово-экономические отношения вступили в очень серьезную новую фазу и они получат дальнейшее развитие. Я хотел бы отметить, что для придания большого скачка этим отношениям нам следует укреплять наше взаимодействие в четырех сферах.
 
Первое — следует расширить нашу транзитную инфраструктуру. И в этой связи международный транспортный коридор (МТК) «Север — Юг» играет очень важную роль. К счастью, наши государственные должностные лица полны решимости и воли развивать МТК «Север — Юг».
 
У МТК «Север — Юг» есть восточная ветвь, которая идет через Казахстан, Туркмению и Исламскую Республику Иран. И эту восточную ветвь следует расширить. Этот коридор уже запущен, по нему перевозится груз. Для расширения восточной ветви разработан соответствующий проект, включающий электрификацию железнодорожного участка Гармсар — Инче-Бурун.
 
Есть еще серединный или комбинированный коридор, который проходит через Каспийское море. Нам необходимо развивать и данное направление. Следует расширить наш морской флот. Вы знаете, что в России единственный каспийский порт — это Махачкалинский порт, и мы очень рады, что планы по развитию этого порта уже реализовываются. Необходимо также углубить Волгу, так как сейчас суда проходят через Волгу с половинной загрузкой. Российские должностные лица говорят о том, что в устье Каспия процесс углубления уже начался, и, когда лед полностью растает, будет проведено углубление Волги. Помимо этого, для навигации по Волге в зимний период требуются ледоколы.
 
Третий коридор — это западная ветвь. У западной ветви есть недостаток, заключающийся в том, что отсутствует железнодорожное сообщение между городами Решт и Астара. Мы сейчас ведем переговоры о том, чтобы мы смогли при совместном участии достроить этот участок.
 
Второе, что следует отметить, это устранение препятствий в наших денежно-финансовых делах. Что касается нашего банковского взаимодействия, мы соединили наши внутренние системы передачи финансовых сообщений. И дай бог, платежную систему «Мир» и «Шетаб» в 2023 году мы, скорее всего, запустим. Председатель Центрального банка Ирана в 2022 году приезжал с визитом в Москву. И в ближайшем будущем будем свидетелями визита председателя Центрального банка России в Иран.
 
Есть рабочая группа между нашими Центральными банками. Она очень активно работает и проводит свои заседания как в Тегеране, так и в Москве.
 
И третье, что следует отметить, это наше взаимодействие в таможенной сфере. Для того, чтобы развивать нашу торговлю, следует укреплять и расширять наше взаимодействие в таможенной сфере. Председатели таможенных служб Ирана и России в 2022 году обменялись визитами, приезжали в Тегеран и в Москву. Мы очень хорошо согласовываем и координируем наши действия в данной сфере.
 
Четвертое, что следует отметить, это логистика. И здесь, в сфере логистики, необходима синергия. В Иране есть очень много желающих поставлять свои товары в Россию, но они сталкиваются с нехваткой логистики. Недостаток транспортных средств привел к повышению цен на перевозку грузов.
 
Перспектива наших торгово-экономических отношений очень светлая. Мы сейчас подготавливаем соответствующую инфраструктуру, и создание этой инфраструктуры будет способствовать формированию предпосылок к еще большему развитию торгово-экономических отношений и связей между нашими двумя государствами.
 
Российский рынок в ожидании иранских автомобилей и запчастей
 
- Я хотел бы вернуться к автомобильной тематике. Несколько месяцев назад иранские автопроизводители высказывали готовность наладить поставку автомобилей в Россию. Но пока иранских автомашин на нашем рынке не видно. Могли бы прокомментировать складывающуюся с иранскими автомобилями ситуацию, о каких объемах поставок может идти речь?
 
- С 2022 года мы начали интенсифицировать наше взаимодействие именно по автомобилям. И эти переговоры проходят в двух плоскостях. Одна плоскость касается сотрудничества в производстве автокомпонентов. В Москве проходила автомобильная выставка и около 50 иранских компаний, занимающихся производством компонентов, приняли в ней участие. Мне кажется, это было первое такое присутствие иранских производителей автозапчастей за рубежом. Интересный момент заключался в том, что те, кто посещал эту выставку, впадали в изумление при виде продукции, выпускаемой иранскими производителями. Мы сейчас продолжаем наше взаимодействие в вопросе производства автокомпонентов.
 
Вторая плоскость — сотрудничество по самим автомобилям. На протяжении последнего времени два крупных иранских автопроизводителя Iran Khodro и SAIPA провели очень плодотворные переговоры со своими российскими коллегами. На последних переговорах, которые прошли в Тегеране, представители SAIPA и российские коллеги договорились о том, чтобы направить определенное количество своих автомобилей в Россию. Они здесь будут проходить соответствующую сертификацию на соответствие российским стандартам. Потом в соответствии с достигнутыми договоренностями, определяющими объемы поставок и модельный ряд, они будут выведены на российский рынок.
 
Еще есть одна идея в этой сфере — налаживание совместного производства. Мне кажется, что наши обоюдные возможности могут взаимодополнять друг друга и здесь можно создать соответствующую синергию. Это еще одна идея, которая сейчас нами прорабатывается.
 
Иран — новое туристическое направление для россиян
 
- Принимая во внимание складывающуюся в мире обстановку, недоступность для российских туристов ряда стран, Иран, с учетом его богатого исторического и культурного наследия, может стать новым интересным для россиян направлением. Не планируют ли иранские власти принять дополнительные меры, направленные на привлечение российских туристов?
 
-  Я хотел бы отметить, что иранское направление для российских граждан, российских туристов открыто. И здесь важно, чтобы российские граждане, российские туристы могли бы подробно ознакомиться с нашими потенциальными возможностями в туристической сфере. В то время, когда мы с вами живем здесь в холодной московской погоде, на побережье Персидского залива, на красивых островах Киш и Кешм, народ уже в такой приятной весенней погоде плавает. Климат и в целом природа в Иране разнообразны. И у нас есть очень много исторических памятников. С другой стороны, уровень безопасности в Иране самый высокий. Это создает благоприятную атмосферу, при которой наши российские друзья могут использовать все возможности, которыми располагает наша страна.
 
Те, кто интересуется историей, могут посмотреть наши исторические памятники. Для тех, кто интересуется природой, в Иране есть очень много красивых мест. В России очень много лесов, а в Иране очень много пустынь. У нас много природных источников, есть много заповедников, в которых живут различные представители флоры и фауны.
 
Но здесь первый вопрос — это информированность друг о друге. Это очень важно, и ее необходимо развивать. А второй вопрос — это упрощение выдачи въездной визы. И к счастью, с 1 января 2023 года отменены визы для групповых туристических поездок. Следует расширить наши туристические агентства, увеличить число наших туристических операторов для того, чтобы им было легче привлекать ваших туристов. Но мы смотрим еще дальше и выступаем в целом за отмену виз для наших граждан. И мы это неоднократно говорили нашим коллегам в различных российских ведомствах и организациях, что мы готовы отменить визы для ваших граждан. Ждем мнение российской стороны на эту тему.
 
В Москве скоро пройдет туристическая выставка, очень большое мероприятие. Иран будет широко представлен на данной выставке. Мы считаем туристическое направление очень важным, поскольку туризм создает соответствующую интеллектуальную инфраструктуру для наших народов. Мы надеемся, что наши ответственные должностные лица будут принимать более эффективные меры для развития этой сферы в целом.
 
- Господин посол, а какие регионы, города и курорты вы могли бы порекомендовать российским туристам?
 
- Я думаю, что все иранские регионы являются очень красивыми. В холодную российскую погоду я рекомендую южную часть Ирана. Есть много красивых островов на побережье Персидского залива. Два самых красивых острова — это остров Киш и остров Кешм. Там есть много очень хороших гостиниц и мест для отдыха и развлечений туристов.
 
Для российских граждан центральные регионы Ирана тоже имеют свою привлекательность. Вы в России постоянно видите очень много лесов, зелени, водоемов. И вдруг вы сталкиваетесь с засушливым регионом. Есть районы в центральной части Ирана, где вообще нет растительности.
 
Я сам из этих центральных регионов, поэтому я знаю, туда очень много туристов приезжает. Они катаются на верблюдах, автомобилях. Вечером там небо очень ясное, на нем очень много звезд, поэтому некоторые занимаются астрономией.
 
И есть еще ряд других городов, очень красивых, таких как Шираз, Исфахан, Тебриз, Ардебиль. В них очень много исторических памятников. В таких местах, как Пасаргады, есть объекты нашей культуры и цивилизации, которые насчитывают несколько тысяч лет.
 
В некоторых регионах обитают редкие представители животного мира. В центральной части Ирана, в Туране, обитает азиатская зебра, которую больше нигде нельзя увидеть. Это регион, в котором я проживал в городе Шахруде, я родом оттуда. Азиатская зебра является очень редким видом, а наши экологи смогли увеличить популяцию этого животного. Там же есть очень редкие представители растительного мира. Некоторые приезжают туда в качестве туристов, а некоторые — для научных исследований редких видов растений.
 
- Господин посол, хотел бы поблагодарить вас за интересную и содержательную беседу, а также выразить надежду, что контакты между нашими странами будут развиваться, а уровень двустороннего сотрудничества будет повышаться. Большое спасибо!
 
- В завершении я хочу пожелать, чтобы отношения между нашими народами и правительствами получали дальнейшее развитие, расширение и углубление.       
Подробнее в ПГ: https://www.pnp.ru/politics/rossiyskikh-turistov-pozvali-v-iran.html