Вашингтон на днях предупредил Москву о возможных последствиях сирийского кризиса следующим образом: «Последствия таковы, что гражданская война в Сирии продолжится, экстремистские группы будут пользоваться существующим в Сирии вакуумом для расширения своих операций, которые несомненно будут включать в себя удары по российским интересам, возможно, даже по российским городам. И Россия продолжит отправлять домой военных в мешках для тел и снова будет терять ресурсы, возможно, даже самолеты», — ответил Джон Кирби на вопрос о российской операции, которую американская сторона считает насилием. Госдепартамент США то и дело обвиняет сирийские власти и Москву в атаках на мирные объекты и отряды умеренной оппозиции, но никаких доказательств не приводит.
Кремль реагирует на голословные выпады США однозначно, а именно, утверждает, что «российские вооруженные силы действует исключительно в рамках международного права». Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в интервью телеканалу BBC сообщил, что участие российских войск в атаке на мирных сирийцев невозможно: «Я абсолютно исключаю возможность участия российских войск в атаке по мирным гражданам в Сирии, это невозможно. Российские ВВС все еще выполняют свою задачу по борьбе с террористическими организациями. В этом конкретном регионе это „Джебхат ан-Нусра“ (запрещенная в России экстремистская группировка), потому что „Нусра“ все еще контролирует восточную часть Алеппо». Он также подчеркнул, что «семь пунктов (гуманитарных коридоров. — Прим. Росинформбюро) были организованы в западной части Алеппо, еще один находится между западной и восточной частью города, чтобы помогать мирным жителям бежать с территорий, подконтрольных террористам».
По мнению Захаровой, слова официального представителя Госдепартамента США о том, что участие российских ВКС в борьбе с экстремистами может привести к потерям среди военных и даже террористическим атакам на российские города, очень похожи на команду «фас». На личной странице в Facebook Захарова опубликовала перечень вопросов: «1. Этим (терактами, экстремизмом) займутся "умеренные"? Те самые, которых полгода Вашингтон не может отделить от Нусры? 2. Теракты во Франции, США и других странах, обезглавливание в Сирии игиловцами людей всех национальностей — это некая другая парадигма? Возможно, очередная "параллельная реальность"?»
В интервью представитель Министерства иностранных дел РФ упрекнула Кирби в цинизме («Я не хочу переходить на личности. Мы — коллеги, но эти заявления делает человек, в чьей карьере значатся годы на военной службе. Если люди говорят о своих близких по профессии людях с таким цинизмом, я хочу задать вопрос: а что дальше?») и использовала вполне понятное сравнение: что было бы, если про мешки для тел американских военных говорили бы на Смоленской площади после 11 сентября?
На другую сторону медали высказывания американского дипломата обратил внимание официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков. «Не так давно сменивший мундир контр-адмирала в Пентагоне на пиджак официального представителя Госдепа США Джон Кирби, уверен, — прекрасно осознаёт последствия своего заявления. Его слова — самое откровенное признание американской стороны, что вся якобы ведущая «гражданскую войну» в Сирии «оппозиция» — является подконтрольным США международным террористическим «интернационалом». Особо потрясает в признании Дж.Кирби, что масштабы прямого американского влияния на деятельность террористов, — глобальны. И дотягиваются в том числе до России. Маски сняты, господа?», — заметил Конашенков.
Кроме того, представитель российского ведомства уточнил, что «в случае попыток реализации угроз России и российским военнослужащим в Сирии, далеко не факт, что у боевиков найдутся мешки и время уносить ноги. Поэтому сменив адмиральский китель на пиджак нужно не забывать об офицерской чести».
В дипломатии нечасто случаются истории, когда одна страна фактически угрожает другой терактами. Москва готова к продолжению диалога с американской стороной и выработке совместных мероприятий по борьбе с террористами в Сирии, однако, с некоторой оговоркой: «В вопросах обеспечения безопасности граждан России, где бы они не находились, — торга не будет». Официальный представитель Госдепартамента США уверен, что прекращение сотрудничества между Вашингтоном и Москвой по сирийскому вопросу отрицательно скажется на России.
Ирина Ботвиньева