Соответствующий запрос о начале расследования подала прокурор международного суда Фату Бенсуда. Весь процесс стал возможен только после ратификации Грузией Римского статута, что приблизило страну к ЕС.

Отмечается, что это первое расследование в Гааге, в котором примет участие Россия. Будут рассматриваться события, произошедшие во временном отрезке между 7 августа 2008 года и 10 октября того же года. За это время в ходе боевых столкновений между Южной Осетией и грузинскими силовиками погибло около 850 человек, а более 100 тысяч были вынуждены покинуть свои дома.

 

Стороны обвинения

 

Сейчас именно южноосетинская сторона считается виновником военных преступлений, однако обвинения еще не были сформулированы. Юридическая коллизия состоит в том, что фактически МУС может обвинить саму Грузию, поскольку Южная Осетия в ЕС считает подконтрольной Тбилиси территорией.

В первую очередь инициировавшая весь процесс прокурор Бенсуда полагает, что во время конфликта вооруженные силы Южной Осетии совершили ряд военных преступлений, включая убийства и разграбление имущества, а также преступлений против человечности - убийство, депортация или насильственное перемещение населения, преследование группы или общности по этническим мотивам. Прокурор отметила, что в результате действий Южной Осетии сократилось население этнических грузин в зоне конфликта, причем аж на 75%.

Грузинских военных подозревают также в совершении военных преступлений и нападении на миротворцев, особенно подчеркивается случай с намеренным обстрелом миротворцев из России 9 и 10 октября, когда основные боевые действия уже закончились. Российские военные также числятся подозреваемыми, однако прокурор не нашла оснований, чтобы заявить о причастности ВС России к тем, кто несет ответственность за совершение военных преступлений.

 

Этнический признак

 

Подобные выводы в Международном уголовном суде сделали на основании полученных от России и Грузии данных. Данные южноосетинской стороны суд отказался принимать, поскольку, как уже было сказано, считает страну частью Грузии. При этом именно в ксенофобии по отношению к грузинской стороне обвиняют Южную Осетию. По мнению прокурора, целью всего конфликта было желание отсечь Южную Осетию от Грузии по этническому признаку.

Глава Министерства юстиции Грузии Теа Цулукиани уверена, что суд должен сосредоточиться исключительно на преступлениях против грузинских военных Чиновник даже назвала имена некоторых из них, которые подвергались пыткам и были впоследствии убиты. Цулукиани во время встречи попросила прокурора внимательнее присмотреться к действиям России. После этого Фату Бенсуда пообещала расследовать все преступления, невзирая на национальность преступников.

Следует напомнить, что вооруженный конфликт между Южной Осетией и Грузией в августе 2008 года получил название Пятидневной войны. Тогда по приказу грузинского президента Михаила Саакашвили в Цхинвал были введены войска, которые должны были обеспечить контроль над регионом, заявлявшем о своей независимости с начала 1990-х годов. В конфликт вмешались российские войска, а в результате боевых действий погибло, по разным данным, от 1 до 2 тысяч человек.

 

Кого могут наказать

 

Интересно, что в документах международного суда фигурирует только один политик - бывший президент Южной Осетии Эдуард Кокойты. Как отмечают специалисты именно он может понести наказание за свои действия во время конфликта. Кокойты в первую очередь вменяют тот факт, что он, находясь перед телекамерами, активно призывал уничтожать грузинские деревни.

Понести наказание должен и бывший президент Грузии, а ныне лишенный грузинского гражданства губернатор Одесской области Украины Михаил Саакашвили. К слову, экс-президента ждет еще и уголовное преследование в самой Грузии, однако Украина вполне может отказаться выдавать Саакашвили, который теперь имеет украинское гражданство.

Все же главный плюс данной ситуации для грузинской стороны видится в том, что некогда ушедшая из информационной повестки дня бывшая советская республика вновь может привлечь к себе внимание, как это получается у властей Украины. Но применить это с пользой грузинские политики смогут только в том случае, если четко аргументируют свою позицию и предоставят неопровержимые доказательства.

Алексей Петров