15 ноября в Анталье состоится саммит стран G20. В рамках встречи лидеры государств обсудят не только экономическую ситуацию в мире, но и проблему беженцев. Проблемы злободневны и, кажется, на этот раз,  саммит станет площадкой для диалога, а не местом демонстрации изоляции одного из его участников. Возглавлять российскую делегацию будет президент РФ Владимир Путин.

 

Расстановка сил

 

В рамках встречи «большой двадцатки» официальные переговоры Владимира Путина и Барака Обамы не запланированы. Однако в Вашингтоне не исключили, что беседа двух президентов может состояться в неформальной обстановке.

«Как часто бывает во время многосторонних встреч, таких как G20, мы полностью ожидаем возможность для прямой дискуссии», — сказала помощник американского лидера по национальной безопасности Сюзан Райс.

Более того, Белый дом не исключает, что президенты России и США смогут пообщаться не только на саммите «Большой двадцатки» 15-16 ноября, но и в Париже на саммите ООН по вопросам изменения климата.

«Мы исходим из того, что президент сможет увидеть Путина и других не только на саммите G20 в Турции», — сказала Сюзан Райс.

18 ноября пройдет еще один важный саммит - Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. От визита в Филиппины президенту РФ пришлось отказаться. Вместо него российскую делегацию возглавит премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. По официальной версии, Кремль таким образом «оптимизирует график» высших должностных лиц. А возможно, просто проблемы терроризма и беженцев сейчас стоят слишком остро.

 

Проблема беженцев

 

Главной темой для обсуждения на саммите в Анталье станут «Глобальные вызовы: терроризм, кризис беженцев». С этой проблемой столкнулись все страны. Беженцы едут не только и не столько из Сирии, но и из других стран Ближнего Востока и Африки. Власти ЕС придумают все новые меры, пытается даже «надавить» на страны, которые хотят войти в союз.

Евродепутат от Латвии Андрей Мамыкин заявил журналистам, что Грузия в ближайшее время может начать принимать беженцев. По его словам, данное обязательство вытекает из того соглашения об ассоциации с Евросоюзом, которое власти Грузии подписали летом прошлого года. Мамыкин считает, что если Грузия хочет присоединиться к ЕС, она должна продемонстрировать свою готовность и принять участие в размещении беженцев на своей территории.

Сейчас беженцы бегут уже не только в Европу. Два месяца сирийская семья из шести человек живет в российском аэропорту в Шереметьево.При прохождении таможенного контроля они попросили предоставить им убежище, но сотрудники ФМС и погранслужбы заявили, что паспорта сирийцев — поддельные.

В отношении беженцев возбуждено уголовное дело — их заподозрили в незаконном пересечении границы по поддельным документам. Как ранее отмечал глава ФМС Константин Ромодановский, пока беженцы находятся под следствием, вопрос о предоставлении убежища рассматриваться не будет.

А сегодня тринадцатилетний мальчик из этой семьи написал письмо президенту РФ Владимиру Путину.

«Мы приехали в вашу страну, потому что хотели спокойно жить, не просыпаться ночью от звука бомб и не бежать в бомбоубежище. Мы приехали в Россию, потому что здесь живет наша семья. Пожалуйста, помогите нам! Прикажите отпустить нас из аэропорта. Я знаю, что вы можете все!» — написал Рэнас.

В конце октября официальный представитель МИД России Мария Захарова, комментируя ситуацию с беженцами, заявила, что в этом случае речь идет исключительно о подделке документов. «Безусловно, факт очень печальный, что люди были вынуждены, видимо, пересечь нелегально границу и использовать при этом поддельные документы», — говорила Захарова.

Ранее ситуацию также комментировал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Он отмечал, что миграционная служба очень оперативно отреагировала на эту ситуацию. Песков также подтвердил информацию, что семья пыталась попасть в Россию по поддельным документам. Он заверил, что сложившаяся ситуация никак не связана с какими-то некорректными действиями российских властей «или с пренебрежительным отношением к беженцам».

Исходя из предложенной повестки дня, очевидно, что нынешний саммит «большой двадцатки» пройдет в весьма бурных дискуссиях и обсуждениях, в которых активное участие примет Москва. Брисбенский казус (когда в ходе саммита G20 в австралийском Брисбене Запад пытался продемонстрировать всему миру изоляцию России) уже не повторится. Если еще только год назад Россию пытались обвинить в украинском кризисе, то теперь Российская федерация зарекомендовала себя как лидер международного сообщества в борьбе с терроризмом. Принципиальная, стратегическая, но при этом умеренная и компромиссная линия в Сирии привела к тому, что ценность хороших отношений с Россией в глазах лидеров развивающихся стран третьего мира возросла в разы.

  Марина Староверкина