Всего сутки отделяют мировое сообщество от события, которое войдет в историю. В Вене завершаются переговоры "шестерки" международных посредников и Тегерана по иранской ядерной программе.

Целью соглашения, которое может быть заключено 7 июля, является гарантия мирного характера ядерной программы в обмен на снятие международных и односторонних санкций с Тегерана. Генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано заявил, что сторонам удалось достичь значительного прогресса на переговорах.

 

Десятилетний спор

 

Спор идет уже более десяти лет. Уменьшение военного потенциала в обмен на снятие экономических санкций, ограничивающих экспорт нефти из республики.

И вот спустя десятилетие стороны наконец-то добились «значительного прогресса», как они сами заявляют. Правда, какого именно, до последней минуты сохраняется в тайне.

«Нам удалось значительно продвинуться, но я пока не могу сообщить детали. Естественно, рамочное соглашение требует доработки, на то оно и рамочное соглашение», — заявил генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано.

В СМИ просочилась информация, что тот самый прогресс привел к составлению плана по ускорению процесса снятия санкций с Ирана. А это может означать, что Тегерану и Вашингтону удалось преодолеть основные разногласия.

 

Камень преткновения

 

Однако до сих пор стороны не могут прийти к единому мнению по важному вопросу. Президент США Барак Обама заявляет, что «санкции с Ирана будут сниматься поэтапно, по мере выполнения им условий соглашения». При этом если Иран нарушит эти условия, санкции могут быть введены вновь.

Иранская же сторона наоборот заявляет, что в соответствии с международным законодательством, правительство США будет обязано немедленно снять все санкции. «Тот, кто говорит о постепенной отмене санкций, поступает вопреки достигнутым договоренностям», — заявил министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф.

Камнем преткновения стал именно вопрос отмены эмбарго, но есть и другие спорные моменты. К примеру, Тегеран выступает против внедрения систем видеонаблюдения на своих ядерных объектах и отказывается вывозить запасы обогащенного урана из страны.

Для разрешения спорных моментов по ядерной проблеме в столице Австрии собрались представители Ирана, США, Великобритании, Китая, Франции, Германии и России.

«Будем откровенны: в центре переговоров главным образом — отношения Америки и Ирана. Между ними сохраняются серьезные разногласия, поскольку они по-разному интерпретируют рамочное соглашение, достигнутое в Лозанне. США пытаются снова и снова выдвигать прежние требования, немного видоизменяя их. А ведь они уже были отвергнуты. Например, это касается допуска иностранных инспекторов на военные объекты Ирана», — рассказал RT корреспондент газеты Asia Times Пепе Эскобар.

 

Иран – Россия

 

Россия всегда активно участвовала в переговорах по гражданской войне в Сирии и убедила режим Башара Асада отказаться от химического оружия, а США — от авиаударов. Вот и в этот раз Сергей Лавров направился в Вену для работы над итоговым соглашением по ядерной программе. Конечно, решение по ядерной программе не может не отразиться на Москве.

Во-первых, с оборонительной точки зрения Иран важен для России как южный сосед по Каспийскому морю. Сейчас этот регион не требует присутствия существенных военно-морских ресурсов, однако в случае изменения позиции Ирана или сближения с США встанет вопрос о правовом статусе спорных месторождений. 

Во-вторых, с экономической точки зрения. В случае снятия санкций развитие атомной энергетики будет происходить на фоне экономического роста в Иране за счет активной торговли нефтью и газом. Тогда в стране начнется разработка новых месторождений, и по мере восстановления инфраструктуры иранский газ сможет составить конкуренцию российскому на европейском рынке. 

Уже сейчас, за сутки до принятия окончательного решения по ядерной программе, цены на нефть достигли самых низких значений с марта этого года. В начале июня министр нефти Ирана Биджан Намдар Зангане заявил, что Иран может увеличить экспорт нефти после отмены международных санкций примерно на 1 млн баррелей в сутки. 30 июня Евросоюз продлил заморозку ограничительных мер против Ирана на неделю. 

 Марина Староверкина