Стратегия обеспечения единства измерений, проект которой разработан Минпромторгом России совместно с Минобороны и Росстандартом формирует систему приоритетов на период до 2025 года для точных, объективных и достоверных измерений, в том числе для создания перспективных вооружений и новых военных технологий.

Денис Журенков

Автор материала: Денис Журенков, в.н.с., эксперт рабочей группы по развитию конкуренции в сфере гособоронзаказа ФАС России.

Главная стратегическая цель – создание инфраструктуры на уровне лидеров среди промышленно развитых стран. Система будет базироваться на отечественных импортонезависимых технологиях и приборной базе, обеспечивающей единство измерений, исчерпывающую информированность общества и доступность соответствующих услуг, необходимых для развития высокотехнологичных производств.

Главная стратегическая цель – создание инфраструктуры на уровне лидеров среди промышленно развитых стран

Инфраструктура измерений является одним из ключевых элементов для реализации государственной промышленной и фискальной политики, а также обеспечения обороны и безопасности.

 

Что такое система измерений

 

Система обеспечения единства измерений настолько значима для общества, что исторически она возникла практически сразу с возникновением структурированных производительных сил и торговли.

Точность измерений определяют уровень развития науки, промышленности, здравоохранения, энергетики, транспорта.

Система обеспечения единства измерений – комплекс нормативных правовых, технических и методических документов. Материально-техническую базу составляют эталоны единиц величин.

Точность измерений определяют уровень развития науки, промышленности, здравоохранения, энергетики, транспорта

Общее количество документов, в которых упоминаются вопросы обеспечения единства измерений, превышает 11200, из них более 800 нормативных правовых актов: законы, постановления правительства, приказы федеральных органов власти.

Об утверждении типа средства измерений упоминается более чем в 2500 документов, около 700 нормативных правовых актов затрагивают вопросы, связанные с поверкой средства измерений. Общее число таких документов превышает 4500.

Сегодня отечественная эталонная база охватывает все области измерений и обеспечивает решение большинства практических задач промышленности, обороны и безопасности государства.

На начало 2016 года по количеству признанных и опубликованных Международным бюро мер и весов измерительных возможностей, определяемых по результатам международных сличений эталонов, Россия занимает второе место в мире – 1650, уступая лишь США – 2160.

Количество средств измерений в России составляет около 1,5 млрд единиц

Периодичность обновления национальных эталонов передовых иностранных государств составляет сегодня 5-7 лет. В России лишь 50% эталонов имеют срок службы менее 5 лет, а средний возраст государственных первичных эталонов составляет около 11 лет.

О масштабе необходимых работ говорят следующие цифры.

Количество средств измерений в России составляет около 1,5 млрд единиц, из них около 150 млн в сфере госрегулирования единства измерений. Ежегодно должны калиброваться не менее 300 млн средств измерений. Причем, эту оценку следует считать только нижней границей.

Интересно, что с учетом опыта стран с развитой промышленностью средняя доходность мероприятий по обеспечению единства измерений и созданию современной эталонной базы, оценивается как 10-12 рублей прибыли на 1 рубль вложений со сроками окупаемости всего 3-5 лет.

На практике точность измерений в области обороны организуется с учетом требований живучести, мобильности, автономности, оперативности, экономической эффективности средств измерений и эталонов

 

Переломить инерционные тренды

 

Опыт показывает, что опережающее развитие системы единства измерений как одной из наиболее высокотехнологичных подсистем экономики стимулирует развитие и других ее элементов.

Состояние инфраструктуры обеспечения единства измерений в России сегодня характеризуется следующими тенденциями.

Прежде всего, наблюдаются инерционные тренды и консервативная инвестиционная политика частных компаний, ограниченные расходы на развитие инфраструктурного сектора, стагнация государственного спроса.

Сохраняется приоритет за стандартными образцами для метрологического обеспечения измерений в металлургии, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и газовой промышленности.

Отмечаются низкие темпы создания стандартных образцов для обеспечения единства измерений в области наркоконтроля, клинической диагностики, фармацевтики, контроля за безопасностью продуктов питания, экологического мониторинга.

При сохранении тенденций эталонная база не получит достаточного развития. Уровень калибровочных и измерительных возможностей России будет законсервирован, продолжится стагнация нормативной методической базы. Могут возникнуть тенденции к снижению уровня доверия к результатам измерений.

 

Приоритеты развития

 

Если рассматривать укрупненно, стратегия обеспечения единства измерений задает 4 приоритета развития до 2025 года.

Первый: создание механизма прогнозирования потребностей в измерениях, развитие эталонной базы и обновление законодательства.

Второй: развитие метрологического обеспечения и надзора в области обороны и безопасности, приоритетных направлений науки и технологий.

Третий: развитие соответствующих государственных служб, повышение уровня информатизации, решение кадровых проблем.

Четвертый: импортозамещение производства средств измерений, стандартных образцов и эталонов.

Главное направление развития – удовлетворение потребностей в достоверных измерениях для устойчивого социально-экономического развития, национальной обороны и безопасности.

 

Новые военные технологии и перспективные вооружения

 

На практике точность измерений в области обороны организуется с учетом требований живучести, мобильности, автономности, оперативности, экономической эффективности средств измерений и эталонов.

Стратегией предусмотрены задачи повышения эффективности НИОКР, обеспечения качества измерений параметров вооружения при его создании, испытаниях и эксплуатации

Для удовлетворения возрастающих потребностей в сфере единства измерений в интересах Вооруженных Сил и военной техники стратегией предусмотрено решение ряда специфических задач.

Прежде всего, это задачи по устойчивому функционированию, развитию метрологического обеспечения вооружений и импортозамещение критически важной измерительной техники.

Стратегией предусмотрены задачи повышения эффективности НИОКР, обеспечения качества измерений параметров вооружения при его создании, испытаниях и эксплуатации.

Для создания новых военных технологий и перспективных вооружений в стратегии заложено развитие эталонной базы в следующих областях: временные и частотные и навигационные измерения, гидроакустика, цифровые системы связи и управления, военная топография и геодезии.

Развитие эталонной базы измерений планируется также в сфере заметности и скрытности отечественных вооружений, а также в области обнаружения военной техники потенциальных противников.

В результате выполнения мероприятий стратегии будут созданы условия для разработки и внедрения нового поколения перспективных материалов и наукоёмких технологий, призванных обеспечить мировой уровень научно-технических разработок, развитие потенциала российской промышленности и повышение конкурентоспособности.