Одним из основных инициаторов внесения изменений выступило Минобороны России, стремящееся вернуть контроль над процессами ценообразования.
Проект подготовлен во исполнение поручений Правительства России и коллегии Военно-промышленной комиссии и учитывает поручения Владимира Путина, данные 13 мая на совещании в Сочи.
В новом положении о регулировании цен на военную продукцию учтены предложения всех участников госрегулирования цен, в части совершенствования порядка определения прогнозных цен на продукцию по гособоронзаказу. На ФАС России также планируется возложить методическое обеспечение определения размера рентабельности при расчете цен на продукцию по гособоронзаказу.
На ФАС России также планируется возложить методическое обеспечение определения размера рентабельности при расчете цен на продукцию по гособоронзаказу.
Кроме того, антимонопольная служба к работе теперь будет подключаться в качестве независимого эксперта в случае наличия разногласий при определении прогнозной цены на продукцию, поставка которой планируется единственным поставщиком. ФАС России запланировано определить в качестве конечной инстанции, принимающей решение о величине прогнозной цены в процедурах, связанных с урегулированием возможных разногласий.
Успешное регулирование
Проблемы ценообразования продолжают оставаться одними из наиболее острых для российского ОПК. Механизм госрегулирования цен на продукцию по гособоронзаказу, непрерывно совершенствуется, идет постоянный поиск альтернатив его развития.
Автор материала: Денис Журенков, в.н.с., эксперт рабочей группы по развитию конкуренции в сфере гособоронзаказа ФАС России.
Успешность регулирования в такой сложной системе как оборонная промышленность в значительной степени зависит от экономической обоснованности и прозрачности принимаемых решений, развитости информационной инфраструктуры, обеспечивающей оперативное и беспрепятственное взаимодействие всех заинтересованных сторон.
Отличительной особенностью военной продукции является ее высокая технологичность, и как следствие, значительная трудоемкость изготовления. При этом ее закупка, происходящая в условиях постоянного роста цен, не может не сказаться как на эффективности использования средств бюджета, так и на ритмичности поставок в войска.
Новеллы в определении прогнозных цен
В связи со значительным числом изменений, которые предлагалось внести в ныне действующее Положение о регулировании цен по гособоронзаказу от 2013 года, подготовлена его новая редакция, которую и предлагается утвердить, одновременно признав утратившими силу постановление № 1119, которым действующее положение было утверждено.
Порядок подготовки организациями ОПК предложений о прогнозных ценах на продукцию теперь актуализирован в соответствии с, вышедшим на 1,5 года позже, постановлением Правительства России от 28.04.2015 № 407 «О порядке определения начальной (максимальной) цены государственного контракта по гособоронзаказу». Новеллы положения о регулировании цен по гособоронзаказу в первую очередь связаны с порядком совершенствования процедур определения прогнозных цен на военную продукцию.
Новеллы положения о регулировании цен по гособоронзаказу в первую очередь связаны с порядком совершенствования процедур определения прогнозных цен на военную продукцию.
В целях сокращения сроков подготовки организациями ОПК проектов прогнозных цен, а также их рассмотрения и согласования Аппаратом Правительства предложено определять прогнозную цену на продукцию, поставка которой планируется с использованием конкурентных способов определения поставщиков на основе предложений о прогнозной цене не менее 2-х организаций. Из процесса теперь исключены ФАС России, а также отраслевые органы: Минпромторг России, госкорпорации Роскосмос и Росатом.
Практика показала, что издержки, связанные с участием отраслевых органов и ФАС России в этом процессе, велики, а точность прогнозирования цен нивелируется результатами конкурса при размещении гособоронзаказа.
Второе нововведение: прогнозная цена на продукцию, поставка которой планируется единственным поставщиком, будет формироваться с участием организации-исполнителя, отраслевого органа (Минпромторг России, госкорпорации Роскосмос и Росатом) и госзаказчика. Причем, в случае наличия разногласий между ними – к работе будет подключаться ФАС России в качестве независимого эксперта.
ФАС России определена в качестве конечной инстанции, принимающей решение о величине прогнозной цены в процедурах, связанных с урегулированием возможных разногласий.
Третье: ФАС России определена в качестве конечной инстанции, принимающей решение о величине прогнозной цены в процедурах, связанных с урегулированием возможных разногласий.
Кроме того, теперь из этого процесса исключено участие коллегии Военно-промышленной комиссии.
Стимулирование снижения издержек
Новое Положение о регулировании цен по гособоронзаказу предусматривает также меры по стимулированию организаций ОПК к снижению издержек, связанных с производством и реализацией продукции. Теперь фактическая прибыль организации ОПК не будет ограничивается только плановой величиной прибыли, принятой в цене госконтракта, если в результате выполнения единственным поставщиком такого госконтракта ее фактическое значение превысило плановые значения.
Фактическая прибыль организации ОПК не будет ограничивается только плановой величиной прибыли, принятой в цене госконтракта
Кроме этого, проектом постановления предлагается возложить на ФАС России методическое обеспечение определения размера рентабельности при расчете цен на товары, работы и услуги по гособоронзаказу.
Дальнейшее развитие системы госрегулирования цен, будет связано, прежде всего, с развитием межведомственного информационного взаимодействия, также при активном участии антимонопольной службы.