«Крылатая ракета на гиперзвуке может кардинально изменить соотношение в мире и вбить в голову тому, у кого она появится первой, иллюзию, что его ядерный удар окажется безответным. Время подлета боеголовок противника – 18 -20 минут, а гиперзвуковой ракеты – 4-5 минут, не успеем среагировать. Это сегодня беспокоит всех», – заявил в интервью «Росинформбюро» первый заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по обороне Сергей Жигарев.

Создание гиперзвуковой крылатой ракеты «это очень масштабная задача. Это и новые металлы, и новый двигатель, и новое топливо. Если это будет, то будет прорывом в способах ведения войны, сопоставимый с изобретением атомной бомбы», – считает Жигарев.

«Сегодня мы не отстаем от других стран, мы просто по разному развиваемся. Говорить отстаем мы или опережаем – ну, во-первых, это точно секретная информация, а во-вторых, это будет понятно, кто первый ее (ракету) выведет, – продолжил первый зампред комитета по обороне, – и тут прав Рогозин. Здесь надо найти какой-то один принцип, чтобы не догонять другие страны, а срезать угол и вырваться вперед».

Ракеты с гиперзвуковыми скоростями практически неуязвимы и могут преодолевать любую ПВО. В настоящее время систем гиперзвукового оружия, принятого на вооружение, не существует.

Видимо, достаточно далеко в этом направлении продвинулись США. Пентагон провел несколько испытаний гиперзвукового беспилотного летательного аппарата X-51A, способного развивать скорость более 5,5 тыс. км/ч. За последние десять лет военное ведомство израсходовало на программы создания таких аппаратов около 2 млрд. долларов.

В России гиперзвуком, в том числе, занимается корпорация «Тактическое ракетное вооружение». Ее генеральный директор Борис Обносов сообщил, что в России, будет подготовлена программа по созданию гиперзвуковых летательных аппаратов. По его словам, на базе корпорации создано несколько рабочих групп, которые должны подготовить комплексную целевую программу и защитить эту программу на Военно-промышленной комиссии.

Советская программа создания гиперзвуковых двигателей началась в семидесятые годы. В отличие от американцев в ее основу легло использование зенитных ракет, серийно выпускаемых Химкинским КБ «Факел». Первое в мире летное испытание гиперзвукового прямоточного воздушного реактивного двигателя (ПВРД) состоялось 28 ноября 1991 г. на полигоне Сары-Шаган в Казахстане. Для летных испытаний ГПВРД была создана специальная гиперзвуковая летающая лаборатория (ГЛЛ) «Холод» на базе зенитной ракеты зенитного комплекса С-200В. Экспериментальный ГПВРД предназначался для работы в диапазонах 3,5-6,4 М и 15-35 км скоростей и высот полета соответственно. К 1999 г. было проведено семь полетов. Время работы ГПВРД в последнем полете составило 77 с, достигнутая максимальная скорость полета ГЛЛ «Холод» составила 1855 м/с (М=6,49).

Сегодня над созданием перспективной российской ГЛЛ «Игла» («Холод-2») работают предприятия авиакосмической отрасли, организации Академии Наук РФ, ОКБ ракетной техники, организации Минобороны и других отраслей промышленности. Имеются предварительные договоренности с зарубежными фирмами о международном сотрудничестве в осуществлении этого проекта.