Началось с того, что в четверг утром «Независимая газета» сообщила, будто бы Шойгу обратился к президенту Путину с предложением реорганизовать МЧС и подчинить его Минобороны.

По данным источников «Независимой газеты», аппарат МЧС в таком случае будет сокращен, а само ведомство превратится в подведомственную Минобороны службу. На армию возложат функции ликвидации последствий стихийных бедствий, взаимодействие между спасателями и военными будет усилено.

Спустя несколько часов пресс-служба Министерства обороны выступила с опровержением. Дескать, в военном ведомстве эта информация «вызвала удивление», а «подразделения Вооруженных сил никогда не оставались безучастными при возникновении масштабных стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций и одними из первых приходили на помощь населению пострадавших регионов».

Однако на самом деле к такого рода информационным сообщениям напрямую относится поговорка: нет дыма без огня. Это типичная утечка информации. А предпринята она могла быть по двум разным причинам.

Первая версия. Шойгу и его окружение сознательно решили проверить реакцию заинтересованных людей в самых разных ведомствах и сферах – в МЧС, в Минобороны, в Кремле и так далее. В таком случае, был просто запущен пробный шар. А впоследствии от этого сообщения всегда можно отмежеваться, особенно если вдруг выяснится, что реакция всех сторон сугубо отрицательная.

Вторая версия. Эту информацию сделали достоянием гласности вопреки желанию самого министра обороны. И тогда организаторы данной утечки хотели не просто проверить реакцию заинтересованных сторон, но и напугать тех, кого может коснуться такая кардинальная реорганизация. При этом, вполне возможно, преследовалась и еще одна цель: сорвать намеченное объединение.

Так или иначе, в том или ином варианте, подобное предложение, проект и замысел наверняка существует в действительности. В каком виде, сказать трудно. Но это не принципиально.

В принципе, это вполне логично, что Сергей Шойгу хотел бы подчинить себе свое детище, МЧС, созданное его собственными руками. Да и идее его объединения с Министерством обороны нет ничего противоестественного. Еще одна военизированная структура, и без того тесно взаимодействующая с армией во всех чрезвычайных ситуациях, не будет чужеродной или неприемлемой частью военного ведомства.

Однако, тем не менее, маловероятно, что Владимир Путин даст санкцию на объединение двух структур в таком виде, как это описывается в «Независимой газете». Скорее всего, президент не согласится. По одной простой причине.

Старшее поколение помнит, а младшему неплохо бы узнать, что в своей время главный большевик Владимир Ульянов-Ленин, будучи изолирован от реальной власти, тщетно взывал к своим коллегам в своем «Письме к съезду», где есть такие знаменитые строки:

«Товарищ Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью».

Нет ни малейшего повода и желания сравнивать Сергея Шойгу со Сталиным, но если он объединит под своим руководством два таких министерства, то он неизбежно и объективно «сосредоточит в своих руках необъятную власть».

Потому что спасатели МЧС – это по сути дела еще одна армия, причем целиком и полностью обязанная своим существованием Сергею Кужугетовичу. Это, можно сказать, фактически его гвардия. И она готова пойти за своим лидером куда угодно.

Неважно, что у господина Шойгу и в мыслях нет и не было желания как-то неосторожно или неправильно воспользоваться своей властью. Тут уместно будет вспомнить еще один эпизод из советского прошлого.

Самый популярный из военачальников, маршал Победы Георгий Константинович Жуков был дважды, при Сталине и при Хрущеве, заподозрен в «бонапартизме», то есть в стремлении совершить военный переворот… Хотя у него ничего такого и в мыслях не было. И сам он был в первом случае главком Сухопутных войск, а во втором – министром обороны. Никаких отдельных, лично преданных вооруженных формирований у него не имелось.

Предусмотрительный глава государства на всякий случай постарается не давать даже самому лояльному и преданному своему подчиненному поводов для искушения. Тем более, что Шойгу был и остается самым популярным из всех министров всех правительств России последних 20 лет.

Поэтому вряд ли ему позволят проглотить еще и его бывшее министерство, деятельность во главе которого, собственно, и принесла ему нынешнюю популярность.

Свое мнение по этому вопросу «Росинформбюро» высказали ряд экспертов.

Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин  к предложению отнесся отрицательно. Свое мнение он обосновал возможным созданием некоего «монстра», самодостаточностью существующей структуры МЧС и разными задачами, которые решают эти два ведомства.

Отсутствие денег на ликвидацию последствий ЧС не повод для объединения этих двух структур, считает президент Межрегионального общественного фонда поддержки военной реформы Павел Золотарев. Но, по его мнению, основания для такого предложения есть - войска МЧС должны решать свои задачи в тесном взаимодействии с Минобороны. Так было в СССР, когда командующему военным округом подчинялись «все силы и средства», и эта практика себя оправдала. Сегодня такого единства между различными силовыми структурами не наблюдается.

Проректор РЭУ имени Плеханова, политолог Сергей Марков считает допустимым наличие, как раздельных министерств, так и объединенного ведомства. «Шойгу, специалист и как бывшему главе МЧС, ему виднее», - отметил он. Кроме того, военные получат большую практику в решении задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, «которые они зачастую отрабатывают на различных учениях». Но окончательное решение должно базироваться на мнении экспертного сообщества.

Член-корреспондент Академии военных наук Анатолий Цыганок считает, что ранее созданное самостоятельное МЧС соответствовало требованиям того времени. В нынешней ситуации, «я допускаю, что предложение Шойгу будет поддержано, а руководитель МЧС станет его заместителем по гражданской обороне», - сказал Цыганок.

Анатолий Соколов, Николай Троицкий