На 9 июля Северо-Кавказский окружной военный суд назначил предварительное слушание по делу о терактах в Крыму. Одним из фигурантов является украинский режиссер Олег Сенцов.  По версии следствия, он поджег офисы российских общественных и политических организаций в Симферополе. Заседание пройдет в закрытом режиме.

 

Без лишних иллюзий

 

Олег Сенцов обвиняется не просто в поджогах, а в создании террористического сообщества, которое он организовал по указанию представителей украинского радикального движения «Правый сектор». Именно они совершили две теракта в Крыму и планировали утроить еще два взрыва.

Следствие считает, что Сенцов дал указание единомышленникам совершить два теракта 9 мая: взорвать памятник Ленину на привокзальной площади Симферополя и мемориал «Вечный огонь» в парке имени Гагарина.

На изготовление взрывчатки режиссер выдал соучастникам 200 гривен. Изготовить бомбу для взрыва мемориала доверили Афанасьеву, а непосредственно устроить взрыв Вечного огня должен был Чирний. Однако в преддверии теракта обоих задержали: взявшийся изготовить бомбу некий Пирогов оказался агентом спецслужб.

Все фигуранты были арестованы Киевским районным судом Симферополя, а позже конвоированы в Москву.

 

Акции протеста

 

После задержания Сенцова украинские политики, российские кинематографисты и правозащитники принялись делать заявления о произволе новых российских властей в Крыму. "ФСБ задержала Сенцова, пытаясь отомстить за его гражданскую позицию и с целью запугивания других украинских патриотов в Крыму — с абсурдным обвинением в якобы подготовке террористического акта", — говорится в их заявлении.

Вслед за польскими кинематографистами в Берлине в знак солидарности с крымским режиссером Олегом Сенцовым прошел кинофестиваль – Дни украинского кино. Таким образом к истории Сенцова пытаются привлечь внимание мировой общественности.

И не удивительно, ведь о судьбе Сенцова его адвокат рассказывает просто немыслимые вещи.

"Для Олега этот год был достаточно тяжелым. Его пытали, били, выбивали признание, показания, пытались вынудить оговорить себя и сотрудничать со следствием, но он не сдался, смог противостоять. Это прекратилось в тот момент, когда его доставили в Лефортово", - рассказывает его адвокат Дмитрий Динзе.

Вину свою Сенцов не признает, но и лишних иллюзий не питает.

« Я уверен, что мне дадут 20 лет. Об этом мне сказали с самого начала», — заявил обвиняемый.

А вот участники  террористической группы Сенцова рассказывают обратное: как он группу собрал, как объяснял, что надо раскачать обстановку в Крыму, как определил роль каждому из них.

"Я сказал, что не хочу непосредственно заниматься взрывами, поджогами и иными вещами. Он сказал: хорошо, тогда помоги другим способом — передавай некоторым ребятам — я буду через тебя с ними общаться. И я на связи был", — вспоминает Геннадий Афанасьев.

 

Карта из большой колоды

 

 

Сенцов выбирал цели, ставил задачи, не раз говорил, что у него есть серьезная поддержка на Украине. Что это была за поддержка, догадаться нетрудно. «Автомайдан» на тот момент развалился, но зато остался «Правый сектор».

И здесь выстраивается интересная цепочка. "Правый сектор" тесно связан со Службой безопасности Украины. СБУ — это вообще политическая "крыша" членов этой организации. А СБУ, в свою очередь, курируется почти в открытую ЦРУ США. "Правый сектор", кстати сказать, уже поспешил откреститься от режиссера, заявил, что это не их человек. Но вот у оперативников ФСБ есть другая информация.

Сенцов, по всей видимости, принимал участие в так называемом Корсуньском погроме. В ночь с 20-го на 21 февраля неподалеку от города Корсунь-Шевченковский вооруженные активисты Майдана остановили автобусы, в которых из Киева в Крым возвращались несколько сотен сторонников президента Януковича. Автобусы были сожжены или захвачены, а ехавших в них людей, включая женщин и подростков, жестоко избили. Причем у нападавших было и огнестрельное оружие. У Сенцова при обыске тоже нашли пистолет Макарова. Он, правда, говорит, что оружие ему подкинули.

 Марина Староверкина