Во время второй мировой войны в США велись разработки новых оригинальных конструкций самолетов, предназначенных для достижения скорой победы. Очень активно такие работы вела американская фирма «Нортроп» (Northrop). В сентябре 1941 г. началось проектирование гигантского самолета конструкции «летающее крыло» сверхбольшой дальности действия. Чрез два года, в январе 1943 г. фирма разрабатывает истребитель для таранной атаки на самолеты противника.

Northrop B-35, экспериментальный тяжелый бомбардировщик-крыло был разработан для армии США сразу после Второй мировой войны. Он был оснащен четырьмя звездообразными двигателями воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-4360-17 мощностью по 3000 л.с. и рассчитан на доставку 10000 фунтов (4540 кг) бомб на дальность 5500 км. Проектная перегоночная дальность с такой боевой нагрузкой составляла 12400 км.

 Northrop Flying Wing

Перед инженерным коллективом Джона Нортропа стояло такое количество инженерных, компоновочных и аэродинамических задач, что процесс НИОКР затянулся до конца 1945 г., а первый опытный самолет Northrop B-35 совершил первый полет лишь 25 июня 1946 г.

 Нортроп, Джон Кнудсен

Northrop, John Knudsen, 1895–1981, американский инженер. Родился 10 ноября 1895 г. в Ньюарке (шт. Нью-Джерси).

Нортроп, Джон Кнудсен (Northrop, John Knudsen, 1895–1981)Получив образование, работал чертежником в фирме «Дуглас», затем инженером, конструктором. В 1927 г. участвовал в создании компании «Локхид эйркрафт» в Лос-Анджелесе и стал ее главным инженером. Во время работы в компании сконструировал и построил самолеты «Воздушный экспресс» и «Локхид вега» – свободнонесущий моноплан с высокорасположенным крылом.

В 1928 г. совместно с У. Джеем Нортроп основал фирму «Авион», которая занималась разработкой самолета типа «летающее крыло». В 1931 г. покинул фирму и организовал собственное предприятие «Нортроп корпорейшн», где создал гражданские самолеты «Нортроп гамма» и «Нортроп дельта», а также военные штурмовики Н-17 и Н-17А. С 1932 г. в сотрудничестве с фирмой «Дуглас эйркрафт» Нортроп работал над созданием самолетов серии DC.

В 1937 г. его компания вошла в состав «Дуглас эйркрафт», а в 1939 г. была основана корпорация «Нортроп эйркрафт», директором которой Нортроп оставался до 1952 г. Среди наиболее известных разработок Нортропа – сотовая конструкция крыла и хвостовое оперение с несущей обшивкой, применение на гражданских самолетах щелевых закрылков, изобретение двойных щелевых закрылков для пикирующих бомбардировщиков. Умер Нортроп в Глендейле.


Самолет поражал гигантскими размерами и мощью — размах крыла Northrop B-35 составлял 52,5 м. Это было аэродинамически чистое летающее крыло с симметричным толстым профилем. Компоновка машины была достаточно плотной и весьма рациональной - преимущества выбранной схемы реализовали по максимуму. Конструктивно корпус-крыло Northrop B-35 состояло из центральной секции (центроплана) и двух консолей.

Видна кабина с большим каплевидным фонаремБомбардировщик Northroh B-35В носке центральной секции самолета была оборудована просторная и удобная герметизированная кабина для шести членов экипажа. Командир экипажа, он же левый летчик, помещался на возвышении и имел круговой обзор через большой каплевидный фонарь, смещенный от плоскости симметрии самолета влево. Второй летчик располагался справа от первого и несколько ниже. Перед ним имелась прозрачная панель лобового стекла, дававшая неплохой обзор вперед и вниз.

К взлету готовШтурман-бомбардир располагался справа от второго летчика. Над его рабочим местом имелся астрокупол. За спиной командира экипажа сидел стрелок-оператор крыльевых пулеметных барбетов. Между рабочими местами радиста и инженера имелась дверь, ведущая в кабину заднего стрелка, который управлял верхней, нижней и задней турелями. В стенках коридора, ведущего в заднюю кабину, имелись проходы в двигательные отсеки для осмотра и ремонта двигателей в полете, снабженные воздушными шлюзами. В ходе сверхдлительных полетов в центроплане имелись места для размещения подвесных коек для сменного экипажа.

 

Проекции бомбардировщика Northroh B-35

 

 

 

Технические характеристики

 

Модификация

  B-35

Размах крыла, м

  52.43

Длина, м

  16.18

Высота, м

  6.18

Площадь крыла, м2

  371.60

Масса, кг

 

  пустого самолета

  43284

  нормальная взлетная

  76340

  максимальная взлетная

  102284

Тип двигателя

  2 ПД Pratt Whitney R-4360-17 + 2 R-4360-21 Wasp Major

Мощность, л.с.

  2 х 3000 + 2 х 3000

Максимальная скорость , км/ч

  629

Крейсерская скорость , км/ч

  294

Практическая дальность, км

  13113

Максимальная скороподъемность, м/мин

 

Практический потолок, м

  12100

Экипаж

  9

Вооружение:

  3 турели с четырьмя и 4 турели с двумя 12.7-мм пулеметами (по 1000 патронов на каждый) 
 Бомбовая нагрузка - 23245 кг максимально и 18700 кг нормально

 

Northrop XP-79B «Flying Ram»Истребитель фирмы «Northrop» стал продолжением программы ВВС США по ракетному самолету схемы «летающее крыло». Конструктор фирмы Д. Нортроп задумал создать истребитель с использованием ракетного двигателя и двух стартовых ускорителей тягой 454 кгс, сбрасываемых после взлета. В январе 1943 г. ВВС одобрили проект и заказали фирме постройку трех опытных истребителей, получивших обозначение Northrop XP79. Первоначально для изучения устойчивости и управляемости будущего самолета схемы «летающее крыло» было построено три экспериментальных планера МХ-334. Третий экземпляр планера, получившего обозначение МХ-324, был оборудован ракетным двигателем. Первый полет МХ-324 за самолетом-буксировщиком состоялся 5 июля 1944 г. Задержка с разработкой ракетного двигателя привела к решению прекратить работы по двум Northrop XP-79 и продолжить проектирование только одного XP-79B.

 Northrop XP-79

Northrop XP-79B «Flying Ram» является уникальным в том смысле, что он был первым самолнетом, специально спроектированным для таранной атаки самолетов противника. Догнав противника, летчик должен был ударом крыла срезать крыло или хвостовое оперение вражеского самолета, и поэтому за ним закрепилось прозвище Flying Ram («Летающий таран»). В случае невозможности такой атаки самолет был вооружен четырьмя 12,7-мм пулеметами, размещенными в крыле. Летчик в кабине находился в лежачем положении, что позволяло выполнять маневры с двенадцатикратными перегрузками. Самолет Northrop XP-79 выполнен по схеме «летающее крыло» со среднерасноложенным крылом, двумя килями, двумя двигателями и с четырехстоечным шасси.

Northrop XP-79 «Flying Ram» перед полетом

Стреловидность крыла – 30 градусов. Фюзеляж – типа полумонокок. Самолет имел сварную конструкцию и был целиком выполнен из магниевых сплавов. В конструкции самолета использовались некоторые решения, выполненные годом раньше при проектировании винтомоторного истребителя Northrop XP-79.

Первоначально спроектированный под ракетный двигатель, самолет имел очень толстую обшивку крыла, в котором, как планировалось прежде, должно находиться легко воспламеняемое ракетное топливо. Вблизи передней кромки толщина крыла достигала 19 мм. Необычной особенностью системы управления самолета являлось применение рулей «клапанного» типа для управления машиной относительно вертикальной оси.

На концах крыла были установлены трубы с овальным поперечным сечением. Для создания момента рыскания проходное сечение одной из труб перекрывалось специальными заслонками. Шасси также было выполнено неординарно, так как в центре крыла размещалось ложе пилота.

Northrop XP-79 «Flying Ram» перед полетом

Самолет был оборудован двумя передними стойками шасси, расположенными по бокам от кабины. В полете они так же, как и две основные стойки, убирались в фюзеляж. К лету 1945 г. самолет был готов, и в июне его доставили на высохшее озеро базы Мюрок. Летные испытания задерживались из-за разрыва покрышек шасси во время скоростных пробежек.

Три проекции самолета12 сентября 1945 г. самолет, пилотируемый летчиком-испытателем Гарри Кросби, впервые поднялся в небо. После 15 минут нормального полета самолет неожиданно свалился в штопор, из которого не смог выйти. И для пилота, и для машины этот день стал последним. Потеряв единственный экземпляр Northrop XP-79B Flying Ram, руководство ВВС решило дальнейшие работы по самолету прекратить.

 

Тактико-технические характеристики самолета Northrop XP-79B

Экипаж, чел.

1

Двигатель, тип х кол. 

ТРДх2

Марка, фирма 

19-В, «Westinghouse»

Тяга, кгс  

620

Размах крыла, м  

8,54

Длина самолета, м 

4,27

Высота самолета, м  

2,13

Площадь крыла, м2  

25,86

Масса: максимальная взлетная, кг 

3933

Максимальная скорость на высоте, км/ч 

875

Скороподъемность, м/с 

20,3

Практический потолок, м  12 200

12 200

Максимальная дальность, км  

1590

Вооружение:

четыре 12.7-мм пулемета

 

Использованные источники:

1. Сайт издания Dogs jf War.ru http://www.dogswar.ru/oryjeinaia-ekzotika/aviaciia/7206-opytnyi-istrebitel-n.html

2. Cайт издания Энциклопедии «Кругосвет» http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/aviaciya_i_kosmonavtika/NORTROP_DZHON_KNUDSEN.html

3. Сайт АЭ «Уголок неба» http://www.airwar.ru/enc/fww2/p79.html

 

Материал к публикации подготовил Влад Захаров