Уже в XI веке русские мореплаватели открыли Новую Землю. Свидетельство тому – Софийская и третья Новгородская летописи. Первую в мире подробную карту бассейна Северного Ледовитого океана составили по эскизам русского дипломата, ученого и богослова Дмитрия Герасимова (1465–1536), который консультировал известных европейских ученых. Например, венецианский картограф Батиста Аньезе (1500–1564) в своих атласах дает прямую ссылку на Герасимова.

В. Н. Половинкин, А. Б. Фомичев. «Русский Север». Санкт-Петербург, издательство АИР, 2013, 343 стр. Австрийский посол и автор известной книги «Московия» барон Сигизмунд фон Герберштейн составил свою довольно подробную карту Московского государства, опубликованную в 1549 году, со слов другого русского путешественника – дьяка Власа Игнатьева. Активная и самоотверженная деятельность русских мореплавателей не ограничилась азиатским побережьем Арктики и прилегающими к ней архипелагами. Пролив между восточной оконечностью Азии и Северной Америкой открыл торговец пушниной Семен Дежнев, именно русские являются первооткрывателями Аляски и Алеутских островов. В книге «Русский Север» отмечены все имена, в том числе и ряд незаслуженно забытых: Алексей Чириков, Витус Беринг, Григорий Шелехов, Александр Баранов, Посник Иванов, Никифор Бегичев, Николай Урванцев и др.

Очень важно, что в монографии в хронологическом порядке представлен перечень важнейших географических открытий, связанных с освоением Арктики, участниками которых стали русские исследователи. Безусловно, он не носит исчерпывающего характера, но впечатляет даже далекого от проблем Севера человека.

Приоритет России в освоении высоких широт подтвержден и научными исследованиями. Михаил Ломоносов первым из крупных ученых обратил внимание на необходимость систематизации знаний об Арктике, указал на важнейшее экономическое значение и обосновал возможность плавания Северным морским путем (СМП).

Половинкин и Фомичев показывают, что противоречия относительно Арктики имеют исторические корни, они обусловлены экономическими интересами и отсутствием правовой базы. Кроме того, авторы доказывают исключительную роль Севера в обеспечении безопасности державы, и это четко проявилось уже в Русско-японскую войну 1904–1905 годов. Приводятся слова Дмитрия Менделеева, который был не только великим ученым-химиком, но и консультантом Морского ведомства: «Если бы хоть десятая доля того, что было потеряно при Цусиме, была затрачена на достижение полюса, эскадра наша, вероятно, прошла бы во Владивосток, минуя и Немецкое море, и Цусиму».

Известный полярный исследователь Владимир Русанов в апреле 1904 года предложил военному министру Сахарову проект перевода Балтийской эскадры по СМП, но тогда предложение запоздало. Роль Арктики стала огромной во Вторую мировую войну, так как здесь проходили два основных пути снабжения по ленд-лизу. Сейчас объекты Минобороны РФ в Заполярье обеспечивают контроль морского и воздушно-космического пространства региона, нейтрализуют стремление ряда государств расширить здесь экономическое и военное присутствие. Авторы обращают внимание на тот факт, что именно на Севере находятся многие оборонные предприятия и важнейшие базы: Полярный, Североморск, Заозерск, Скалистый, Снежногорск, Северодвинск, космодром Плесецк и Центральный ядерный полигон на Новой Земле.

Поэтому при освоении высоких широт опережающими темпами должна развиваться пограничная и система береговой обороны. Как подчеркивается в исследовании Половинкина и Фомичева, военные мероприятия жизненно необходимы наряду с экономической деятельностью. На Русский Север приходится 80 процентов запасов всех полезных ископаемых России, он обеспечивает 60 процентов валютных поступлений в страну.

Между тем в этом макрорайоне сконцентрирована добыча до 91 процента природного газа, 90 процентов извлекаемых ресурсов углеводородов всего континентального шельфа РФ. Здесь же находятся 40 процентов запасов золота, 60 процентов запасов нефти, 90 процентов хрома и марганца, 47 процентов платиновых металлов, 90 процентов никеля и кобальта, 60 процентов меди и 100 процентов запасов алмазов. Кроме того, здесь добывается почти половина деловой древесины, а также основная часть морской рыбы и пушнины. Поэтому заключение авторов о том, что потеря Севера для нашей страны равносильна частичной потере суверенитета, не является преувеличением. Для охраны этих богатств, кроме пограничного и берегового контроля, требуется эффективная система охраны биологических ресурсов в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, в том числе на Шпицбергене.

Ледокол "Сибирь" класса "Арктика"Ключевой фактор, обеспечивающий дальнейшее развитие Заполярья, – это по-прежнему СМП. В последние годы иностранные конкуренты пытаются вытеснить Россию с его трасс, обсуждая планы преобразования в международную транспортную магистраль, неподконтрольную России. Авторы «Русского Севера» констатируют снижение активности нашей страны: с начала 90-х и до 2009 года число российских судов на СМП уменьшилось с 300 до 30, то есть в десять раз.

Как известно, протяженность Северного морского пути на треть меньше, чем через Суэц, к тому же значительно безопаснее. Минус – в неустойчивой погоде, течениях и отсутствии сопутствующей инфраструктуры. Но Россия не может согласиться с предложениями США о придании СМП международного статуса, это стратегическая артерия. Половинкин и Фомичев отмечают, что бассейн Северного Ледовитого океана остается заповедной территорией и нуждается в защите, так как не может противостоять большим антропогенным нагрузкам. Ответственность за хрупкий Север обществу еще предстоит осознать в полной мере, так как он является естественным, очень мощным препятствием на пути усиливающейся экологической деградации планеты.

Авторы исследования приходят к выводу, что борьба за обладание регионом обострится в ближайшей перспективе. С ними согласны и эксперты британской издательской группы Jane's, называющие 2020 год началом кризиса, который может перерасти в военное противостояние. При этом Половинкин и Фомичев признают: Россия сама во многом виновата, что допустила нынешнее развитие ситуации. Наша страна утратила ряд геополитических позиций на Севере, прежде всего из-за отсутствия политической воли. Новую политическую реальность необходимо глубоко осознать правящей элите, и это еще одна из целей рецензируемого труда. Сложившуюся в Арктике обстановку авторы охарактеризовали «последним переделом мира».

Сегодня очевидно, что вести эффективную борьбу за свои интересы в Арктике можно лишь в составе коалиции, ибо эта проблема комплексная и геополитическая. России необходимо формировать союз государств, заинтересованных в бассейне Северного Ледовитого океана, учитывая все геополитические реалии, а также свои ресурсные и транспортные возможности. Огромный природный потенциал российского сектора Арктики, его транспортные условия объективно способствуют созданию дружественных групп вокруг нашей страны, и в ближайшее время они способны значительно поднять престиж и международное влияние России. Коалиция друзей позволит нам наконец перейти от вялых протестов против постоянных акций в зоне национальных интересов к энергичной политике по защите своих суверенных прав.

Хочется надеяться, что через яркий показ перспектив развития Арктики данное исследование поспособствует формированию общественного мнения, которое начнет мотивировать выработку комплексной и долгосрочной федеральной программы развития Русского Севера в ближайшей перспективе.

Александр Щерба,
доктор исторических наук, профессор

vpk-news.ru