Отличительной чертой доклада 2016 года от предыдущей версии стал переход от общих рекомендаций по приоритетам инновационной политики к разработке конкретных мер, способных ускорить технологическое развитие страны.
Авторы доклада отмечают, что за прошедший год благодаря усилиям государства в российской инновационной среде произошел ряд позитивных изменений. Улучшились позиции России в рейтингах "Global Innovation Index" (рост с 48-го до 43-го места) и "Global Competitiveness Index" (с 45-го до 43-го места), сократилось отставание России от стран-лидеров инноваций по 12 из 41 показателя «панели управления», разработанной в Докладе 2015 года.
Вместе с тем, общая динамика инновационной активности в стране остается неоднозначной. Показатели расходов на НИОКР, количества инновационных компаний и патентной активности снижаются, несмотря на то, что растет спрос на инновационную продукцию, а также и расходы на НИОКР в бюджетном секторе, и показатель уровня исследовательской кооперации.
По мнению экспертов, ключевая причина текущего состояния инновационной активности ─ ориентация государственных инициатив на области, имеющие отложенный эффект, такие как фундаментальная наука, образование, институциональная инновационная среда. Кроме того, важным барьером становится модель «разомкнутой» инновационной системы, которая провоцирует уход российских стартапов на зарубежные рынки из-за отсутствия поддержки на значимых стадиях развития.
Принимая во внимание сложившуюся в стране экономическую структуру, авторы доклада утверждают, что главным источником для быстрого развития инноваций должны стать крупные российские компании. Фокус на крупный бизнес позволит напрямую воздействовать на большую часть российской экономики, так как доля крупных компаний в России составляет 79% против 42% в среднем в сопоставимых странах. Зрелый бизнес может стать основным драйвером спроса на инновации, активизировать венчурные инвестиции и изобретательскую активность.
Тем не менее, обладая потенциалом для развития и практической реализации инноваций, крупные компании сегодня демонстрируют низкую инновационную активность. В ряде отраслей уровень расходов на НИОКР и количество регистрируемых патентов существенно ниже показателей иностранных компаний, а средняя цитируемость патентов близка к нулю.
Авторы доклада выделяют основные барьеры, которые сдерживают развитие инноваций в крупном бизнесе. Так, ориентация крупных корпораций исключительно на текущие результаты и короткий горизонт планирования ведет к тому, что их руководство не заинтересованно в инновационной активности. Как следствие, эти компании практически лишены компетенций и процессов, необходимых для внедрения инноваций. С учетом высокого уровня вертикальной интеграции, подобная политика отражается и на инновационном развитии потенциальных поставщиков и контрагентов, которые имеют очень ограниченные ресурсы для самостоятельных инвестиций. Негативным фактором выступает также отсутствие у государства стратегического подхода к отраслевым стандартам и последовательной политики финансовой поддержки инноваций.
«Один из ключевых выводов доклада – это необходимость интенсивного вовлечения крупного бизнеса во взаимодействие с инновационным сегментом. Сейчас разрыв глубок, мы его в свое время назвали разомкнутым инновационным циклом, когда стартап не может найти свое место в закупках крупных российских компаний и вынужден уезжать в другие страны. Как «замкнуть» инновационный цикл, как сделать так, чтобы крупные компании получали реальный эффект от работы со стартапами, — это принципиальный вопрос. В этой связи задача доклада — не столько проанализировать ситуацию, сколько дать практические организационные решения на уровне государственной системы управления инновациями», – комментирует и.о. генерального директора РВК Евгений Кузнецов.
В соответствии с выявленными барьерами в докладе предложены приоритетные меры, которые позволят активизировать инновационную активность крупного бизнеса. К ним относится создание долгосрочной мотивации для руководителей крупного бизнеса, формирование условий для инновационного развития поставщиков и регуляторных стимулов. В частности:
· Для создания механизмов долгосрочной мотивации предлагается внедрение для руководителей высшего и среднего звена опционных программ, создание для высшего руководства мотивации от прибыли корпоративных венчурных фондов, запуск программы резерва управленческих кадров с фокусом на инновации. Еще одна необходимая мера – расширение списка компаний, входящих в прогнозный план приватизации.
· Для развития экспорта высокотехнологичной продукции предлагается разработать пакет адресных мер поддержки, а также провести ревизию отраслевых стандартов, которые могут быть гармонизированы с международными для облегчения доступа российских производителей на зарубежные рынки.
· В целях стимулирования технологического развития отраслей предлагается создать рабочие группы с участием государства и крупного бизнеса для реализации отраслевых программ по разработке перспективных технологий и устранению разрывов в производственных цепочках, составить перечень передовых технологических стандартов и скорректировать методику оценки реализации программ инновационного развития (ПИР).
· Для поддержки производителей высокотехнологичных компонент и инновационных сервисных компаний авторы доклада предлагают стимулировать локализацию НИОКР международных компаний и увеличить иностранные инвестиции в производителей компонент, внести изменения в законодательство о господдержке НИОКР, внедрить механизм финансирования части затрат, связанных с отраслевой сертификацией продукции. Эксперты также предлагают выделить из вертикально интегрированных компаний с государственным участием поставщиков 2-3 уровня в отдельные бизнес-единицы с ответственностью за финансовый результат.
· Для инновационного развития компаний в системе гособоронзаказа предлагается скорректировать систему ценообразования в части внедрения долгосрочных контрактов и изменения правил определения прибыли.
Для оценки результатов данной программы изменений авторы доклада разработали систему десяти ключевых показателей эффективности (КПЭ), которые, по мнению разработчиков, являются контролируемыми, измеримыми и устойчивыми к манипуляциям. Семь КПЭ относятся к производственным компаниям: экспорт инновационной продукции, доля инновационной продукции в выпуске, доля затрат на инновации в выпуске, доля инновационных компаний, инвестиции в нематериальные активы, число РСТ патентов, число заявок на РСТ патенты. Два показателя относятся к науке: количество исследований и цитируемость, еще один - фиксирует объем венчурных инвестиций.
В докладе ответственность за выполнение конкретных КПЭ распределена по трем уровням, по каждому из которых указаны конкретные ответственные министерства и ведомства. Чтобы обеспечить достижение целей инновационного развития без радикального изменения системы управления, предлагается возложить задачу по внедрению предложенной системы КПЭ на специализированный проектный офис.
Проект Национального доклада «Об инновациях в России 2016» будет обсуждаться экспертным сообществом, после чего документ будет внесён в Правительство РФ.