Россия обнародовала свой ответ на «список Магнитского»: в перечне МИД РФ 18 невъездных американцев, из них четверо высокопоставленных чиновников, ответственных за открытие спецтюрьмы в кубинском Гуантанамо, и 14 судей, прокуроров и агентов спецслужб, которые добились экстрадиции и осуждения «оружейного барона» Виктора Бута и летчика-контрабандиста Константина Ярошенко. В субботу стало известно, что в секретную часть «списка Магнитского» попал «союзник Кремля, известный как безжалостный правитель», глава Чечни Рамзан Кадыров.
Москва ответила на обнародование «списка Магнитского». Официальный представитель российского МИДа Александр Лукашевич в субботу утром выступил с заявлением, в котором осудил «недружественный шаг» со стороны США.
«Под давлением русофобски настроенных членов конгресса США нанесен сильный удар по двусторонним отношениям и взаимному доверию», — объявил дипломат, представивший список невъездных американцев. Как и в «списке Магнитского», в нем 18 фамилий.
«Особо отметим, что, в отличие от американского, сформированного произвольно, в наш список включены в первую очередь те, кто причастен к легализации пыток и бессрочному содержанию заключенных в спецтюрьме Гуантанамо, к арестам и похищениям российских граждан в третьих странах, посягательствам на их жизнь и здоровье», — пояснил Лукашевич.
К организации спецтюрьмы для подозреваемых в терроризме на американской военной базе в кубинском Гуантанамо Москва причисляет четверых — это самые высокопоставленные фигуранты ответного списка. В него попали бывший руководитель аппарата вице-президента США Ричарда Чейни в 2005–2008 годах Дэвид Эддингтон, юридический советник минюста Джон Ю (он занимал этот пост в 2001–2003 годах), а также двое командующих базой ВМС США в Гуантанамо — Джеффри Миллер и Джеффри Харбесон.
Оставшиеся четырнадцать – судьи и прокуроры, добившиеся экстрадиции в США и осуждения «оружейного барона» Виктора Бута, а также российского летчика Константина Ярошенко, приговоренного к 20 годам лишения свободы за участие в контрабанде кокаина.