В связи с введенными в прошлом году санкциями, добрая половина рыбы, импортируемая в Россию, оказалась под запретом. Под российским эмбарго оказалась не только атлантическая сельдь, но и многие другие продукты: овощи, фрукты, мясо, сыры и молочные продукты. Однако самой обсуждаемой темой стала, конечно же, норвежская семга.

Где рыба?

 

Первое время, после введенного эмбарго, рыбные прилавки пустели на глазах, в основном это коснулась рынков и ярмарок, а не крупных супермаркетов, в которых особого дефицита рыбы не наблюдалось.  И не важно, что менялась упаковка и цена. В крупных супермаркетах запас рыбной продукции не заканчивался.

Со временем в некоторых магазинах норвежская семга стала частично замещаться тихоокеанским лососем. Кстати, в прошлом году на Дальнем Востоке был хороший улов кеты, горбуши, нерки, кижуча, чавычи — 337 тыс. тонн. Справедливости ради стоит сказать, что дальневосточная рыбка на вкус ничуть не хуже норвежской, а зачастую даже вкусней.

Аквакультурный лосось

 

Но есть проблема. Доставить тихоокеанский лосось охлажденным с Дальнего Востока в центральные регионы России весьма проблематично.  Виной всему большое расстояние. Поэтому было решено выращивать аквакультурный атлантический лосось.

 В России существует ряд компаний, работающих в сфере аквакультуры, но в целом данная ниша в отечественной экономике пока еще остается не заполненной.

На территории РФ выращивается порядка 140–160 тыс. тонн аквакультурной рыбы. А в будущем власти ставят задачу удвоить производство рыбы и биокультуры. Для этих целей на субсидирование товарной аквакультуры, включая товарное осетроводство, в федеральном бюджете заложено на 2015 год 400 млн руб. В 2016 и 2017 годах на субсидии будет выделено более 600 млн руб. ежегодно, сообщили ранее в Росрыболовстве.

Рыбная держава

 

Другой вопрос, который требует решения – это как расширить сырьевую базу рыбохозяйственной отрасли России и реализовать стратегию импортозамещения. На эту тему в Госдуме 26 марта прошли парламентские слушанья.

Как сказал в своем вступительном слове председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Кашин, за период действия санкций в магазинах реально повысилась цена на рыбную продукцию. «Рост этой цены не дает возможность многим россиянам с низким доходом покупать эту рыбную продукцию. К примеру, сельдь подорожала в 2,2 раза, а горбуша подорожала на 50%», - сказал он. Эту проблему надо срочно решать, при этом надо обеспечить безопасность рыбной продукции, считает Кашин. По его мнению, для этого необходимо обновить рыболоветский флот, наладить логистику, которая хромает.

«Мы имеем много договоров в рыбной отрасли. По сути, мы с вами являемся крупнейшей международной рыбной державой», - отметил председатель Комитета. По его словам, нужно беречь наши биоресурсы, чтобы за рыбную державу не было обидно.

В заключении Кашин отметил, что мы должны принять закон о «Любительском рыболовстве», закон «Об открытом море», решить вопрос сохранения некоторых видов рыб в период путины, а также продолжать совершенствовать законодательство об аквакультуре. «И последнее, самое главное, нам нужно продолжать добиваться увеличения финансирования на решение поставленных задач, а также поддерживать тех, кто реализует рыбную продукцию», - заключил он.

Рыбка по-чилийски

 

В 2013 году, по разным данным, в Россию было импортировано от 775 тыс. до 1 млн тонн свежей и мороженой рыбы на сумму не меньше 2,3 млрд долларов. И кому, скажите на милость, захочется терять такой хороший рынок сбыта? Никому. Поэтому некоторые иностранные поставщики стали искать лазейки, как бы протолкнуть свою продукцию на российский рынок. Лидером в этом вопросе стала Норвегия. Дело в том, что Россия для Норвегии является крупнейшим импортером морепродуктов.

Производители норвежского лосося в обход российского эмбарго импортируют лосось из Чили. Отметим, что в Чили расположены представительства крупных норвежских компаний Marine Harvest и Cermaq. Представительство этих компаний в России, компания «Русское море», сообщало, что заменяет поставки лосося из Норвегии собственной выращиваемой рыбой и импортом из Чили.

У Норвегии есть еще одна схема поставки лосося и форели в Россию. Рыба идет в Белоруссию и страны Балтии, где после переработки получают новый таможенный код, что позволяет отправлять продукцию уже в Россию. Так, в сентябре прошлого года экспорт рыбы из Норвегии в Белоруссию вырос втрое.

Россия, безусловно, имеет серьезный потенциал развития рыбного промысла. По мнению экспертов, потенциальная емкость российского рынка лососевых составляет около 500 тыс. т. А спрос, как известно, рождает предложение. Поэтому, решая вопрос импортозамещения, правительство должно обратить особое внимание на развитие дальневосточного региона страны.

  Алиса Ермакова