Республика Молдова (РМ) и Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) фактически являются двумя независимыми и равноправными государствами с момента своего образования в 1990 году. Достаточно указать, что юрисдикция РМ никогда не распространялась на территорию ПМР. В Приднестровье существует самостоятельная политическая, экономическая, финансовая, правовая и образовательная системы, которые никак не связаны с аналогичными системами Молдовы.

Если брать более глубокую историю вопроса, то Приднестровье не входило ни в состав Молдавского княжества в Средние века, ни в состав Бессарабской губернии Российского империи. Река Днестр, которая разделяет нынешние РМ и ПМР (за исключение Бендер), была естественной границей, всегда разделявшей проживавшие там этносы, политические и административные образования. Объединение Бессарабии и Приднестровья в одно государство в составе МССР 1940 году было ярким примером политического волюнтаризма руководства СССР в сфере национальной политики, сопоставимого только с более поздней передачей Крыма в состав УССР.

Если брать международно-правовую сторону существования ПМР, то здесь нельзя не вспомнить прецедент образования путем самопровозглашения государственности Косова, которая признана со стороны США и большинства стран ЕС.

Очень важен и геополитический аспект. Румыния, Болгария и Польша являются членами НАТО и ЕС, в них размещаются, представляющие реальную опасность для российских сил стратегического сдерживания, системы американского ПРО и другие виды вооружений. Молдова в политическом отношении ориентирована на НАТО и ЕС, находится под сильным влиянием Румынии. Вполне вероятно присоединение Республики Молдовы к Румынии, что рассматривается как основная геополитическая цель политиками Бухареста в рамках создания «Великой Румынии» на Балканах. Присоединение Приднестровья к Молдове будет означать его последующую передачу в систему НАТО, ЕС и насильственную румынизацию этого пространства.

Для России такой сценарий абсолютно неприемлем. Приднестровье связано с Россией историческими, этническими, культурными и экономическими узами. В Приднестровье функционирует российская система образования, свыше 100 тыс. приднестровцев имеют российское гражданство, российский капитал активно участвует в приднестровской экономике. Там расположены, еще с советских времен, крупные склады с оружием, которые охраняет российский воинский контингент. Кроме того, российские миротворцы участвуют в миротворческой операции в Приднестровье, которая является одной из наиболее эффективных в мировой практике. На референдумах, которые проводились в ПМР, население с огромным перевесом высказывалось за независимость своего государства и возможную ассоциацию с Россией, но никогда за вхождение в состав Молдовы.

Экономические и политические меры давления со стороны НАТО, ЕС, Румынии и Молдовы на Приднестровье являются давлением на Россию, стремлением выдавить ее с важного геополитического плацдарма, нанести удар по планам интеграции, взять своеобразный реванш за Крым. Переход Приднестровья под юрисдикцию Кишинева будет неминуемо сопровождаться массовой дискриминацией проживающего там населения. Поэтому со стороны Москвы и Тирасполя необходимо сделать все возможное для сохранения приднестровской государственности и ее признания на официальном уровне.