18 мая 2016 года был утверждён ключевой документ для нефтехимиков России – Стратегия развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года. Согласно документу за этот период предполагается реализация порядка 200 проектов с инвестициями в объёме более 1 трлн руб.

Эти цифры вполне оправданы, так как инвестиционный потенциал российского химпрома достаточно высок. И правительство, и бизнес чётко понимают, что наша импортозависимость – это реальная угроза.

Химическая промышленность традиционно делится на три больших уровня: это крупно-, средне- и малотоннажные производства. И если крупнотоннажному производству в России дан хороший старт, то уже на этапе перехода к среднетоннажной химии возникают перебои, а малотоннажное производство в настоящий момент – потерянное направление. Но именно в последнем сегменте, который составляет лишь десятую часть от всей нефтехимической промышленности, создаются современные и высокотехнологичные производства важнейших продуктов, которые служат сырьём для товаров народного потребления нового поколения, фармацевтической и косметологической промышленности, строительной отрасли, оборонки и так далее.

У учёных и производственников СССР были уникальные наработки в сфере малотоннажного производства, которые развивались за счёт госпрограмм по стимулированию выпуска дефицитных продуктов. К началу 90-х годов их номенклатура исчислялась сотнями наименований, а импортные поставки сократились вдвое всего за 10 лет.

В постсоветский период развитию малотоннажных химических производств в нашей стране практически не уделялось внимания.

Внушительные результаты по производству широкого перечня ценных малотоннажных продуктов, которых страна достигла к концу 80-х годов, были сведены на нет буквально за несколько лет. Значительное число мощностей, созданных на территории России в советский период, прекратили своё существование.

Тема возрождения таких производств стала подниматься 2-3 года назад, когда мы ощутили, что ходим по лезвию ножа. Только попав в условия санкций, мы чётко осознали, что наше зависимое от иностранных поставок положение может привести к тому, что импортируемые сегодня продукты, большая часть из которых – малотоннажные, окажутся нам недоступны.

Сформированная Минпромторгом РФ «дорожная карта» по развитию малотоннажных производств, разработанные инструменты поддержки, в первую очередь в рамках Фонда развития промышленности, интерес игроков сырьевого рынка к глубокой переработке углеводородного сырья, – всё это говорит о том, что процесс возрождения средне- и малотоннажного производства начался.

Несмотря на высокую инвестиционную ёмкость нефтехимической отрасли, инициаторам создания новых проектов требуется дополнительная господдержка, которая поможет предприятиям интенсивно развиваться, а правительству – достигать поставленных целей. Не нужно забывать, что сейчас мы говорим уже не только об импортозамещении, а об увеличении доли экспорта – такую задачу озвучил президент Владимир Путин в «майском» указе.

Мне как промышленнику с многолетним опытом работы, как человеку, реализовавшему несколько производственных проектов с нуля – т. н. greenfield-проектов, – представляется необходимым ввести ещё ряд инструментов поддержки.

В качестве конкретных мер, которые нужно принимать уже сегодня:

- обеспечить инструменты доступа инвесторов к «длинным» деньгам на условиях проектного финансирования с процентной ставкой не выше ключевой ставки ЦБ РФ. При этом объём выделяемых денежных средств должен составлять 80% от общей стоимости проекта;

- снять ограничения по формальным признакам к инвестору со стороны кредитных учреждений и институтов развития: проекты с внутренней нормой рентабельности 25% и выше не могут быть отклонены при структурировании финансирования проекта;
увеличить размер льготного займа Фонда развития промышленности на одного заявителя до 1 млрд руб.;

- ускорить принятие ФЗ «О специальных инвестиционных контрактах» (можно сказать, СПИК 2.0), который обеспечит инвестору комплексные и персонифицированные меры господдержки с госгарантией на весь период реализации инвестпроекта;

- предусмотреть норму, при которой инвесторы смогут 100% федеральных и региональных налогов (НДС, на прибыль, на имущество) направлять на гашение кредитов на период выхода проекта на окупаемость.

Выполнение этих условий даст реальный толчок и позволит реализовать инвестиционный потенциал химической промышленности. Площадкой для дискуссий по всем этим вопросам является комитет «Деловой России» по химической промышленности, биотехнологиям и новым материалам. Цель ясна, давайте двигаться к ней вместе.