Представители Минэкономразвития, «Корпорации МСП», руководители электронной площадки и крупнейших российских компаний попытались в живом обсуждении выявить реальные проблемы, мешающие исполнению нормативов закупок у субъектов малого предпринимательства, и найти пути выхода из них.
Процент закупок у МСП зависит зачастую от принципов деятельности крупных корпораций. Скажем, у Россети, работающей по всем регионам, договоры с МСП составляют до 60 процентов закупок. А, например, для ОАК такой крупный процент невозможен. Предприятия МСП не могут обеспечить качественной продукцией строителей авиатехники, отмечает Альфред Набиуллин, руководитель направления по маркетингу закупок Департамента закупочной деятельности ПАО «ОАК». Да и не выпускают авиастроители такое количество техники, чтобы требовались массовые закупки каких-то комплектующих у МСП.
Та же ситуация и в РЖД. Алексей Савченко, заместитель начальника Центра ОАО «РЖД», рассказал, что в компании идет борьба с долей закупок у единственного поставщика – ее стараются сокращать: «Доля конкурентных закупок у нас увеличилась за год с 55 процентов в 2015 году до 66 процентов в этом году». Однако «ни один из субъектов МСП не будет создавать завод ради выпуска одной детали, или делать половину локомотива», - подчеркивает представитель компании. Получается, с одной стороны, компания-закупщик должна обеспечить те самые 10 процентов квот для МСП, с другой – не может уйти от закупок у крупных поставщиков, а это, в свою очередь, может навлечь на РЖД гнев ФАС, следящей за нарушениями антимонопольного законодательства. «Мы могли бы вырастить свой пул ответственных поставщиков. Но ФАС может это рассмотреть как ущемление конкурентной деятельности других компаний, поэтому нужны законодательные изменения», - замечает Алексей Савченко.
У малого и среднего бизнеса – своя головная боль. Вместо того, чтобы все силы бросить на ведение своей деятельности, компания вынуждена решать проблемы с участием в электронных торгах. «Часто для этого нужно собрать большое количество разных документов – и при этом различные электронные площадки предъявляют каждая свои требования, озаботиться финансовым обеспечением заявки на тендер, при этом гарантии могут составлять до 20-30 процентов суммы контракта, - рассказал Дмитрий Пангин, глава группы электронных площадок ОТС, организатора форума. - Можно получить и банковскую гарантию под участие в тендере – но это вовсе не просто. Банк долго готовит документы, и можно просто опоздать к участию в закупке. Либо же банк отказывается от таких непредсказуемых рисков. Кроме того, поставщики часто обвиняют электронные площадки в несоблюдении конкуренции. На рынке есть площадки, работающие под одного заказчика, который фактически выбирает «своего» поставщика».
«Основной проблемой закупок по 223-му Федеральному закону, регулирующему закупки на электронных площадок для юридических лиц, является низкая конкурентность», - отметил Игорь Цуканов, референт отдела закупок организаций государственного сектора Департамента развития контрактной системы Министерства экономического развития.
Представитель ведомства подчеркнул, что более 95% закупок осуществляется на неконкурентной основе. Непривлекательность закупок для поставщиков подтверждается сокращением среднего количество подаваемых заявок на торги с 1,3 в 2014 году до 1,2 в 2015 году.Так же чиновникрассказал участникам форума, что готовящиеся изменения в 223-ФЗ, регулирующий систему закупок, облегчат работу малому и среднему бизнесу.
Появятся общие стандартные требования к электронным площадкам, поставщики-участники будут защищены от недобросовестных заказчиков. При этом для МСП будут облегчены условия выхода на тендер – не понадобится собирать столько документов, и будут, как предполагается, отменено требования предоставления финансовых гарантий. Все это, как ожидает ведомство, проработавшее эти поправки к закону, обеспечит повышение конкурентности на электронных площадках, а это оздоровит климат на них и улучшит работу закупщиков с малым и средним бизнесом. Возможно, также будет отменено требование и предоставления банковских гарантий, но об этом станет известно позднее.
Правда, Госдума, закончив свою работу, не успела рассмотреть эти предложения, и теперь поправками в 223-ФЗ займется новый состав Государственной думы.