Эта музыка не будет вечной

Еще весной этого года, на съезде Союза машиностроителей России глава государства Владимир Путин отметил успехи оборонно-промышленного комплекса страны: «Производительность труда в отрасли ВПК выросла втрое, и это настоящий рекорд среди отраслей отечественной экономики».

 Взрывной рост производительности во многом объясняется объемом финансирования гособоронзаказа (ГОЗ). В период с 2011 по 2020 год на гособоронзаказ предусмотрено более 19 триллионов рублей. При этом, рассчитывать только на государственные деньги предприятиям не стоит – промышленникам предстоит заняться конверсией производств, ОПК должен наладить выпуск конкурентной гражданской продукции.

«Пик загрузки ОПК в рамках гособоронзаказа произойдет в следующем году и потом будет постепенно снижаться. Рассчитываю, что оборонные предприятия используют накопленный потенциал для конверсии, диверсификации производства», – заявил президент.

Собственно, как эту дивесификацию производств обеспечить обсуждалось в рамках состоявшейся 27 октября конференции «Промышленная Россия 4.0: механизмы опережающего развития».

На пути к новому технологическому укладу

Тема пленарного заседания была обозначена как «Первые шаги к новому технологическому укладу».

Повестку мероприятия директор Ассоциации кластеров и технопарков Андрей Шпиленко обсуждал совместно с  заместителем председателя Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Государственной Думы РФ Денисом Кравченко, заместителем директора департамента региональной промышленной политики Минпромторга России Олегом Радионовым, заместителем директора Фонда развития промышленности Сергеем Вологодским и участником рабочей группы AeroNet Василием Высоцким.

«Сегодня перед российской промышленностью стоят глобальные вызовы. Для того чтобы занять достойное место на формирующихся высокотехнологичных рынках будущего, наши промышленные предприятия должны решить задачу перехода на новый технологический уклад. Для реализации этих целей мы провели практическую конференцию, основная идея которой – совместить диалог власти и бизнеса, обсуждение стратегических задач и конкретные практические инструменты, позволяющие поступательно развивать промышленность в регионах России. Мероприятие получило широкий отклик со стороны власти и бизнеса, мы планируем проводить его и далее на ежегодной основе», - подчеркнул директор Ассоциации кластеров и технопарков Андрей Шпиленко.

 Основными в повестке были вопросы реализации дорожных карт Национальной технологической инициативы в качестве инструмента развития отраслей нового технологичного уклада. В ходе дискуссии участники пленарного заседания пришли к консолидированному мнению, что одной из наиболее эффективных площадок для реализации проектов в рамках дорожных карт Национальной технологической инициативы (НТИ) являются промышленные кластеры. Для дальнейшего развития этих проектов участники предложили сформировать рабочую группу с участием представителей Минпромторга России и проектного офиса НТИ. 

От теории к практике

 В рамках панельной дискуссии «Промышленные кластеры как инструмент перехода предприятий ОПК на новую индустриальную модель» был презентован уже успешный опыт создания кластеров на базе оборонных предприятий – Улан-Удэнского авиационного завода и Научно-производственного предприятия «Исток».

 Улан-Удэнский авиационный завод был выбран в качестве пилотного проекта, он поддержан Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым, Минпромторгом и правительством республики Бурятия.

Как отметил министр промышленности и торговли Республики Бурятия Алексей Мишенин, предприятие ставит себе задачу по развитию доли гражданской продукции и импортозамещению, и идею создания кластера поддерживает: «Я считаю, что кластер будет хорошей поддержкой, и малый и средний бизнес сможет поучаствовать в тех процессах, которые ведутся и на глобальном уровне. Если мы увидим результат, мы посмотрим, как перенести этот опыт на другие промышленные предприятия. Этот опыт мы учтем в дальнейшем развитии данного механизма. Улан-Удэнскому авиационному заводу 75 лет. Он работал со всеми конструкторскими бюро, которые существовали в советское время и существуют сейчас в России, занимался и занимается выпуском военной и гражданской техники. Багаж и потенциал сформированы колоссально. Привлекая предприятия малого и среднего бизнеса к участию в технопарке, мы сокращаем свои издержки».

 Кластеры выгодны и удобны большим предприятиям, считает Мишенин: «Посредством создания технопарков мы бы хотели переложить на более успешные маленькие предприятия, которые будут входить в технопарк, непрофильные виды работ, которые выполнялись бы их силами. Создание кооперационных цепочек крайне необходимо в сегодняшних условиях для того, чтобы быть успешными. Мы имеем ряд перспективных проектов, которые выделяем среди прочих (я говорю о создании легкой авиации, о создании центров компетенции по производству лопастей, композитных материалов), которые мы тоже хотели бы выделять и встраивать в эти кооперационные цепочки. Мы хотим иметь возможность привлекать в Бурятию новые предприятия малого и среднего бизнеса, которым будут предоставляться не только площади, но и вот эти уникальные заделы».

 Работа в рамках кластера – процесс взаимовыгодный. Государство, согласно постановлениям правительства, возвращает региону часть субсидий,  направленных на развитие территорий промышленного технопарка, а субъектам малого и среднего бизнеса компенсирует до 50% затрат, направленных на модернизацию производств.   

Уравнение с несколькими неизвестными

 В нынешней международной обстановке, учитывая ситуацию на Ближнем Востоке и расширение НАТО к границам России, сокращения Гособоронзаказа в перспективе может и не произойти, считает член экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский

«Что касается перехода на гражданское производство, то в нынешней ситуации я вижу, что сейчас некоторые боеприпасные предприятия работают в три смены. Никто не знает, какова будет военно-политическая обстановка в мире после 2020 года. Не придется ли тем же «Вертолетам России» полностью разворачивать производственные площади, если в Минобороны примут решение вернуть вертолеты в сухопутные войска? Как бы им тоже не пришлось в три смены работать. Частный бизнес сейчас занимает небольшую долю в ОПК,  - считает эксперт, - Основная доля ГОЗ достается предприятиям, которые контролируются государством. Несмотря на присутствие в названиях компаний АО, ПАО – это не рыночные предприятия. Их основная задача – исполнение гособоронзаказа, заказов по линии ВТС, НИОКР и серийное производство. Рынка ПВН в стране нет, а международный "рынок" ВВТ таковым можно назвать лишь весьма условно. Гражданское производство разумно выделять в отдельные компании, которые смогут работать в условиях нормальной рыночной конкуренции". 

Основными причинами, мешающими предприятиям малого и среднего бизнеса войти в основное – военное – производство госкорпораций, Виктор Мураховский называет саму систему ГОЗ и систему ценообразования на продукцию военного назначения (пресловутая формула «20+1».  Предприятие может начислять до 20% рентабельности к собственным затратам и только  1% на покупные комплектующие изделия). Это заставляет крупные предприятия работать в замкнутом цикле, создавая "военно-промышленные феоды".

«Если предприятие пытается снизить издержки по исполняемому контракту, то по нынешнему законодательству, предприятие получит только ту прибыль, что заложена в контракте, а все излишки должно будет вернуть государству. Сейчас, вроде, при поддержке ФАС эта норма может быть  изменена, - рассказывает эксперт, -  Я думаю, если удастся победить цитадель «20+1», то дело можно будет сдвинуть с мертвой точки. Также нынешняя система жесткого бюрократического администрирования: спецсчета, уполномоченные банки – все это тормозит  развитие. Вопросы контроля и безопасности можно решать за счет современных информационных технологий, а не административных мер, не заставляя предприятия нести дополнительные издержки, не ограничивая их в инициативе и развитии»