Потребление стало жизненным кредо многих наших соотечественников. Люди привыкли жить в кредит. В кредит можно приобрести все, что душе угодно: бытовую технику, машину, дачу, квартиру и т.д. Но зачастую, обращаясь в банк за кредитом, мы редко задумываемся о том, какие сюрпризы нас поджидают в будущем, единственное, о чем мы переживаем - лишь бы одобрили кредит. А ведь подумать есть о чем.

Рынок финансовых услуг "зарастает" недобросовестными заемщиками. Неинформированность граждан, навязывание дополнительных услуг, отказ от передачи долга коллекторам - это лишь маленькая толика тех нарушений, которые можно наблюдать на финансовых рынках. Тем временем задолженность по кредитам растет. Причин этому много, в основном это происходит из-за финансовой неграмотности населения и непорядочных действий коллекторов. Как защитить людей от противоправных действий коллекторов? Вот главный вопрос на повестке дня.

Как сказал руководитель проекта ОНФ "За права заемщиков" Виктор Климов, выступая на круглом столе на тему: "Потребительское кредитование: проблемы развития", закон "О потребительском кредите (займе)" действует уже целый год. Однако, как это часто бывает в России, не все нормы закона оказались рабочими. "Просроченная задолженность продолжает расти. На 1 мая 2015 года она составляет 767 млрд рублей", - привел данные ЦБ Климов.

На что жалуются граждане?

 

За IV квартал прошлого года зарегистрировано 1019 жалоб. В основном это жалобы, связанные с возвратом задолженности по договорам микрозайма, жалобы на действия коллекторов и навязывания дополнительных услуг. "Главные проблемы сегодня связаны с невозможностью гражданина отказаться от передачи права требования по кредитному договору (третьем лицам) коллекторам, а также с навязыванием дополнительных услуг, в первую очередь - это страховка", - сказал Климов. 

По его словам, для решения первой проблемы в начале июня в Госдуму был внесен законопроект, который касается ужесточения требований к взысканию просроченной задолженности. "Это будет некое промежуточное решение до тех пор, пока не появится полноценный закон о коллекторской деятельности", - заключил руководитель проекта ОНФ "За права заемщиков".

Финансовое просвещение

 

Руководитель службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Илья Кочетков пояснил, что в Российской Федерации как такого института коллекторов не существует. "Многие граждане называют коллекторами всех, кто случиться к ним в двери", - отметил он. Поэтому Служба ЦБ занимается повышением информационной грамотности граждан.

Однако, по его словам, Служба не может оказывать помощь всем гражданам. Для этого Кочетков предложил создать единое окно, куда граждане могли бы жаловаться и при этом не разбираться в том, кто занимается их защитой, а кто нет. "Без финансового просвещения граждан мы не добьемся хороших результатов. Считаем, что каждая кредитная организация должна доносить до гражданина все те риски, с которыми он может столкнуться в процессе выплаты кредита", - заключил он.

Без меня меня женили...

 

Сложнее обстоит вопрос с навязыванием дополнительных услуг. Бороться с этой проблемой законодатели либо не хотят, либо не знают как. На практике заемщику частенько отказывают в выдаче кредита при отказе от страховки, а иногда даже не сообщают о включении условия о страховке в договоре ( по умолчанию ставится "галочка" о согласии заемщика оплачивать страховку).

Однако следует отметить, что закон "О защите прав по потребителей" запрещает навязывание дополнительных услуг. Интересно получается - диспозиция есть, а санкций нет? Такого не бывает. Поэтому логично было бы усилить контроль за деятельностью банков и почаще штрафовать кредитные организации, навязывающие дополнительные услуги.

На заметку

 

Кстати, на нарушения прав заемщиков ранее обращал внимание президент РФ Владимир Путин. "Права заемщиков никто не защищает, это правда. И при всем уважении к нашим финансовым учреждениям там очень часто творится произвол", - отметил президент.

А по словам вице- президента Ассоциации "Россия" Олега Иванова, банки обращаются в суд о взыскании долга в 20 раз чаще, чем граждане обращаются в суд за защитой прав потребителей. Поэтому, подводя итоги, считаем необходимым дать читателю несколько советов.

Во-первых, внимательно читайте договор. И только тогда, когда в нем будет условие о переуступке права требования третьим лицам, ваш долг могут продать коллекторам. Но и в этом случае бояться их не стоит. Коллекторы не имеют право проникать к вам в жилище, а уж тем более описывать ваше имущество.

Во-вторых, не бойтесь жаловаться. Если вы считаете, что ваши права нарушены, пишите жалобы во все инстанции. Чтобы в дальнейшем избежать в суде неловких вопросов - почему вы никуда не обращались с жалобой. 

В-третьих, по закону, в случае невозможности единовременной уплаты долга, вы имеете право попросить отсрочку или рассрочку платежа, в том числе и в судебном порядке.

В-четвертых, если уж дошло дело до судебного решения, то имейте ввиду, что судебные приставы не имеют право выселять вас из жилого помещения и угрожать вам и вашим близким. Кстати, они также не имеют право описывать имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, к примеру вашему супругу/супруге.

И напоследок, собирайте доказательства вашей правоты с самого первого дня, фиксируете все ваши действия и действия (бездействия) кредитных организаций. Ну и не забывайте обращаться за консультацией к квалифицированным юристам. Ведь, как известно, проблему лучше перебдеть, чем недобдеть.

 Алиса Ермакова