1 апреля в нашей стране неофициально отмечают День смеха. Только вот банкам, впрочем, как и обладателям банковских карт будет не до смеха. Ведь с этого числа все международные платежные системы обязаны перевести все российские операции на Национальную систему платежных карт (НСПК). Речь идет о картах MasterCard и Visa. Тут-то и начнется самое веселье. Отправленная сумма может списаться дважды или вовсе не дойти до адресата.

Ох, уже эти тестеры!

 

Что же неотлаженно в работе НСПК, и откуда идут сбои? Как оказалось, причина обывательская. Банки просто-напросто не успевают протестировать работу НСПК. Это при том, что до запуска системы остались считанные дни. И до этого момента нужно успеть отладить такие операции, как: авторизация, клиринг и проведение расчетов.

Напомним, что закон о создании НСПК был принят весной прошлого года, когда Visa и MasterCard из-за санкций Запада заморозили операции по картам ряда российских банков (Собинбанк, Инвесткапиталбанк, «Россия», СМП Банк). Тогда говорили, что Visa уйдет из России, однако платежная система не ушла. Но и договор, в отличие от MasterCart, с которым все тесты уже почти завершены, Visa заключила лишь в конце февраля. Следовательно, сделать все необходимые тесты банки должны успеть за месяц. При том, что обычно такое тестирование занимает 2-2,5 месяца.

Зачем нужна НСПК?

 

Спрашивается, а зачем нужна такая неотлаженная система? А нужна она для того, чтобы стать альтернативой международным системам. Ее основная цель -  это обеспечить бесперебойность транзакций вне зависимости от введения западными странами антироссийских санкций.

Как пояснил «Росинформбюро» доцент кафедры корпоративных финансов, инвестиционного проектирования и оценки им.  М.А. Лимитовского  ВШФМ РАНХиГС, кандидат экономических наук Александр Аршавский, внедрение НСПК – это одна из мер независимости российского финансового рынка.

«Ведь теперь все международные платежные системы должны проводить свои операции не напрямую, а через российскую национальную платежную систему. Теперь она оператор по всем платежным расчетам. Конечно, нельзя отрицать тот факт, что в системе могут быть определенные недоработки. Но я не думаю, что внутри нашей страны произойдут какие-то серьезные ошибки. Дело в том, что многие банки уже перешли на систему взаимных расчетов. И владельцам карт Visa и MasterCard точно не стоит ожидать каких-то сбоев внутри страны. Другое дело, за ее пределами. Там могут возникать сбои, например, по международным транзакциям», - отметил он.

По словам Аршавского, НПСК выступает в роли гарантии, чтобы не было споров, если вдруг международные платежные системы перестанут обслуживать карты.

В свою очередь аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко пояснил, что НСПК – это механизм, разработанный российской компанией и находящийся под юрисдикцией РФ.
В свою очередь аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко пояснил, что НСПК – это механизм, разработанный российской компанией и находящийся под юрисдикцией РФ. «Соответственно, при возникновении каких-нибудь политических рисков, либо возникновении дополнительных санкций со стороны ЕС или США, причин для отключения процессинга на территории России по транзакциям, которые происходят внутри страны, не будет. В этом вопросе НСПК не будет подчиняться внешним институтам. Это главная цель, которая преследовалась правительством РФ при разработке закона о создании НСПК», - сказал Сороко. Говоря о рисках, он отметил, что они есть.

«Дело в том, что многие банки не успевают к запуску системы протестировать работу НСПК. Поэтому в первые дни работы возможна неправильная обработка транзакций, либо двойное списывание средств, либо не прохождение транзакций. Но я думаю, что если банки действительно не будут успевать, они в обязательном порядке оповестят своих клиентов об этом. Ну а если таких банков будет все больше и больше, тогда, скорее всего, сроки запуска НСПК будут перенесены на более позднюю дату», - заключил аналитик.

Сбои могут быть везде – это факт. Другой вопрос насколько они существенны. И какой причиняют ущерб. Банковские ошибки могут изрядно потрепать нервы даже самому морально устойчивому держателю банковских карт. Ведь в случае сбоя таким невезунчикам придется сполна ощутить на себе все прелести российского бюрократизма. Начиная от подачи заявления в банк, с просьбой разобраться в ситуации, до героического похода в суд, в случае отрицательного или невнятного ответа последних. А такие ответы, к сожалению, не редкость. Уж больно нравится корпоративным юристам писать «сырые» тексты, отдавая принятие столь важного решения в руки родному правосудию. Но и от суда справедливого решения придется ждать довольно долго, не меньше полгода. И то, если повезет.

 Алиса Ермакова