18 мая в Брюсселе состоится плановая встреча министров обороны Евросоюза - своеобразная подготовка к июньскому саммиту ЕС. На совещании в Бельгии министры должны представить свои предложения по активизации оборонной политики.

"Эти предложения будут включать повышение безопасности границ Евросоюза, повышение уровня кибернетической обороны и расширение сотрудничества ЕС с НАТО", - заявил министр обороны председательствующей в ЕС Латвии Раймонд Вейонис.

 

Безопасность границ

 

Еще в феврале Латвия, будучи председателем Совета ЕС, заявила о намерении пересмотра безопасности границ Европы. На инвестиционный план было выделено 318 млрд долларов.

По мнению властей Латвии, сейчас для этого самое подходящее время. Министр иностранных дел Едґарс Ринкевикс отметил, что он, разумеется, не хотел, чтобы председательство его страны в Евросоюзе выглядело, как антироссийское, однако, нынешняя Европейская стратегия, основанная на надежных восточных границах, устарела.

После крымского референдума Россию не раз обвиняли в дестабилизации ситуации в мире. Наибольшую обеспокоенность выражают страны Балтии, где проживает большое количество этнических русских. В знак протеста страны Балтии решили отказаться от совместных учений «Запад -2015», которые и раньше-то особого восторга не вызывали.

«Следует отметить, что Россия использует то же название для пограничных учений, что и для масштабных военных учений «Запад», которые вызывают вопросы по части содержания и целей, в том числе пропагандистских. Учитывая вышесказанное, а также общую ситуацию с безопасностью и поведение Российской Федерации в связи с Украиной, мы не считаем возможным участие в проводимых Россией совместных учениях «Запад 2015″, — заявил порталу вещания ERR министр внутренних дел Ханно Певкур.

Урмас Паэт, член Европейского парламента от Эстонии, участие стран ЕС в совместных учениях в нынешней обстановке повредит убедительности связанной с событиями в Украине политики ЕС в отношении России и рекомендовал подвергнуть переоценке уместность этих учений для стран и институтов ЕС и отреагировать соответствующим образом.

 

ЕС - НАТО

 

Евросоюз же планирует активизировать сотрудничество с НАТО для повышения своих оборонных возможностей. Организации намерены объединить усилия против угрозы «гибридной войны», которую, как утверждает североатлантический альянс, Россия развязала против Украины и готовится развязать против стран Балтии.

«Мы поручили нашим специалистам активизировать взаимодействие НАТО и ЕС в вопросе противостояния «гибридным войнам. Мы обеспечим разработку взаимодополняющих стратегий, чтобы мы могли быстро и эффективно противостоять угрозам «гибридной войны», с которыми могут столкнуться страны — члены наших организаций», - отметил генеральный секретарь военного блока Йенс Столтенберг.

Такие угрозы, среди прочего, включают риск подвергнуться ударам с применением обычных видов оружия, кибератакам, быть дезориентированными и дезинформированными, поясняется в сообщении.

По словам Столтенберга, альянс начал самую масштабную программу укрепления системы коллективной безопасности со времени окончания «холодной войны». Она предусматривает увеличение численности и повышение оперативности силы реагирования НАТО, ядром которых выступают так называемые передовые силы.

В 2002 году была принята Декларация ЕС — ​НАТО о европейской безопасности и оборонной политике (ESDP). Евросоюз получил доступ к части ресурсов североатлантического альянса. Позже НАТО стало поддерживать военные операции под руководством стран ЕС, в которые сам альянс напрямую вовлечен не был.

В 2000—2010-х годах Евросоюз и НАТО сотрудничали в целом ряде мировых проблемных регионов. В частности, в 2003 году две организации опубликовали «Совместный подход к западным Балканам» — программный документ о совместных действиях и принципах работы в этой части Европы. НАТО и Евросоюз поддержали миротворческие усилия Африканского союза в бывшей суданской провинции Дарфур, а с сентября 2008 года военно-морские силы двух организаций участвуют в борьбе с пиратами у побережья Сомали.

 

 Для справки:

Под «гибридной» тактикой понимается использование полного спектра военных и невоенных средств борьбы с противником: проведение открытых и секретных операций, задействование регулярных и нерегулярных частей, дезориентация, дезинформация, экономические средства, коммуникационные и т.д. Концепт «гибридной войны» был актуализирован с началом «крымского кризиса», во время которого на территории полуострова начали использоваться российские войска. Их присутствие украинские и западные власти квалифицировали как агрессию, военное вторжение и оккупацию. Впоследствии НАТО стало использовать этот термин для описания военных действий, охвативших Донбасс, в частности для описания предполагаемой поддержки Россией нерегулярных вооруженных формирований, сражающихся с украинской армией.

Мечты Евросоюза

 

Несмотря на тесное взаимодействие с НАТО, в последние годы Евросоюз неоднократно заявлял о создании собственных вооруженных сил. 1990-х годах ЕС уже экспериментировал с кооперацией в военной области в меньшем масштабе, но тогда все попытки закончились неудачей.

«Такая армия поможет нам установить общую европейскую позицию в отношении внешней политики и политики безопасности. Имея общие вооруженные силы, Европа получила бы возможность убедительно реагировать на угрозу миру как в странах-членах союза, так и в соседних с ЕС государствах. Это могло бы стать посланием России о том, что мы серьезно относимся к защите ценностей Европейского союза»,– подчеркнул президент Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер.

Как подчеркнули в ЕК, создание армии Европейского союза позволит снизить расходы европейских государств на оборонный сектор. По словам официального представителя Еврокомиссии Маргаритиса Схинаса, потенциал такого вида сотрудничества в оборонном секторе позволит сэкономить около 120 млрд евро в год. При этом, добавил господин Схинас, идею создания европейской армии обсудят на саммите Евросоюза, который должен состояться в июне.

Примечательно, что инициативу господина Юнкера практически сразу поддержали в Германии. В поддержку его выступили канцлер Германии Ангела Меркель, министр иностранных дел страны Франк-Вальтер Штайнмайер, а также министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен. При этом немецкие должностные лица подчеркнули, что такой проект может быть осуществлен в долгосрочной перспективе и требует детального обсуждения на уровне Евросоюза. Солидарность с ними высказал также президент Финляндии Саули Ниинисте.

В то же время премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон заявил, что никогда не поддержит создание армии ЕС. «Наша позиция предельно понятна. Оборона – это не вопрос ответственности ЕС, это вопрос каждой отдельной страны. Нет никаких предпосылок, что мы изменим свое мнение по этому вопросу»,– категорически заявили в пресс-службе главы британского правительства.

Прогнозировано негативно на предложение Жан-Клода Юнкера отреагировали в России. «Европейский вариант паранойи: заявлять о создании объединенной армии в противовес России, которая ни с кем воевать не собирается»,– написал председатель комитета Госдумы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий в своем микроблоге Twitter. При этом член комитета Госдумы по обороне Франц Клинцевич отметил, что европейская армия в случае ее создания не гарантирует безопасность, а может сыграть лишь провоцирующую роль: «Абсолютно неизвестно, что может родить воспаленное сознание западного политика в следующую минуту. И самое печальное, что подобные предложения получают поддержку».

Как считает директор информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец, создание внутриевропейской вооруженной структуры вполне возможно. «Это далеко не новый вопрос, который активно обсуждался в Европе в последние годы. С учетом некоторых преткновений межу НАТО и Европейским союзом, предпосылки для создания армии Европейского союза действительно есть»,– отметил господин Згурец. При этом директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров предположил, что если армия ЕС действительно будет создана, то это значительно ослабит роль НАТО на континенте. «Население объединенной Европы – это свыше 500 миллионов человек. Именно поэтому проведение независимой политики без собственной армии – дело сложное. На этом фоне очевидно ослабление НАТО. У армии ЕС, несомненно, будет собственное вооружение, что очень выгодно с точки зрения подъема экономики стран-членов Евросоюза. При этом доминирующую роль в этой армии будут играть вооруженные силы Германии»,– сказал эксперт.

Но пока намерения европейской бюрократии в Брюсселе создать собственную армию не реализовались, ЕС будет опираться на НАТО в обеспечении собственной безопасности. 

 Марина Староверкина