На первой Международной военно-технической выставке «Армия-2015» свои разработки представило научно-производственное предприятие Tiber. Сергей Тыцык, технический директор ООО «Tiber», в эксклюзивном интервью ИА «Росинформбюро» рассказал, как компания разрабатывает и производит уникальные системы автоматического управления для беспилотных систем, и куда в скором будущем приведет развитие робототехники.

- Расскажите, что представлено на данном стенде?

- На данном стенде представлена продукция российской компании Tiber. Эта компания работает давно на этом рынке, но под названием Tiber буквально в течение года.  Компания специально выделена под беспилотную тематику. Занимается компания системами автоматического управления. Не автопилотами, а именно системами автоматического управления, которые рассчитаны на серьезные аппараты, герметичные полностью.

Основной функционал, который сюда закладывается – это возможность подключения абсолютно любых полезных нагрузок подключения к бортовому оборудованию, возможность полностью автоматического взлета и посадки, в том числе на полосу для самолетов, потому что  посадка на парашюте невозможна для этих аппаратов, результатом этого являются повреждения. А если есть на аппарате еще оптика, которая, бывает, стоит в несколько раз дороже, чем сам аппарат, или вооружение, то посадка вообще невозможна.

Система автоматической посадки для больших аппаратов полностью автоматически прецизионная.  Точность попадания на полосу по ширине полосы – 1,5 метра вправо-влево по длине полосы, в зависимости от аппарата. 50-100 метров ошибка составляет, выстраивается полностью глиссада и так далее. Не требуется оборудование, если есть устойчивый сигнал GPS GLONASS. Если нет, используются курсо-глиссадная система нашего производства, которая мобильна и устанавливается в течение 15-20 минут фактически одним человеком, и система дальнего привода, чтобы можно было привести к аэродрому самолет. Эта же система может устанавливаться и на вертолеты, что мы, собственно говоря, и делаем. Ее же мы устанавливаем и на корабли.  

Возьмем, например, подключение двигателя. На больших аппаратах, например, на самолетах, которые требуют серьезного управления, диагностику, подключения много сенсоров, - все это по нашей системе получается подключить очень быстро. Автопилот в соответствии с тем, что происходит с двигателем, работает с механизацией крыла, полезной нагрузкой. Аппарат выполняет миссию где-то там, 20-30 км на небольшой высоте, а аппарат, типа ретранслятора вертолета , дает возможность непосредственно над местом работы оператора получать данные с борта на очень высокой скорости – 5 Мбит/с, то есть которая позволяет проводить все манипуляции, которые необходимы. И наземная поддержка - там то же самое. Если беспилотник летает в небе, то наземный робот, как только ушел на километр, за дома и т.д., все, он уже не работает. Он, как мобильный телефон: вы не можете получать скоростную связь, если есть дома.

- То есть будущее развитие робототехники, даже военной, будет обязательно с таким аппаратами-ретрансляторами, которые должны будут прикрывать действия роботов на земле?

-Обязательно. Google очень плотно сейчас занимается этой темой, они скупают компании, которые делают атмосферные спутники, которые могут долго находиться и обеспечивать ретрансляцию данных.  В противном случае эксплуатация невозможна. Вот как квадрокоптеры используют: находишься ты в зоне его видимости, ты с ним работаешь, но чем дальше улетаешь, все, работать уже не можешь. Поэтому ретрансляция очень актуальная и перспективная тема и для тех, кто производит это оборудование (оптические средства ретрансляции бывают с лазером, нельзя вмешаться в канал, ни забрать оттуда информацию, ни помешать). Это пласт, который будет сейчас очень актуален.

- О каких аппаратах вообще идет речь, и какова конечная цель создания таких систем? Какие приоритеты вы ставите перед собой?

- По нашей практике, большинство аварий происходят по вине человека. Как правило, отказа по технике, на сегодняшний день уже нет. Техника очень надежная, проверенная. Как правило, когда в это дело вмешивается человек, мы получаем в результате проблемы: или техника что-то неправильно сделала, или оператор в процессе полета решил что-то изменить, чтобы получше летало. Системы автоматических управлений различных объектов (надводных, летательных), они очень перспективны. На сегодняшний день они начинают быть востребованными в зонах, где возможно летать без опасности для третьих лиц. А надводные системы уже открыты для использования , посему такие функции, как например, мониторинг, ретрансляция (вертолет используется для ретрансляции данных, он летает 4-5 часов и обеспечивает скоростную передачу данных). Мы не поставляем модемы, как другие ребята это делают, но он для этого используется. Вот этот аппарат 33 часа может находиться в воздухе. Это уже серьезно. Вертолеты могут доставлять грузы, топливо и т.д. для северных районов.

- То есть мы фактически делаем беспилотную доставку пиццу для определенного клиента?

-Нет, я считаю, что пицца – это несерьезно. Велика вероятность повредить людей, потому что полет в городе и для пилотируемой, и для беспилотной авиации – это опасно. А вот что касается северных регионов, Арктики, где вообще нет людей и где летать в принципе опасно, потому что нет места для посадки, заболоченная территория, пилот вынужден рисковать ежедневно техникой, своей жизнью и жизнью других людей. А беспилотный аппарат, даже если он выйдет из строя, и Бог с ним, не так уж дорого он стоит.

- А есть практическое воплощение ваших идей?

- Естественно, мы же как-то живем. Аппараты покупаются. На сегодняшний день стоят задачи ретрансляции данных, видеонаблюдения и мониторинга. В ближайшее время будут решаться задачи по каким-то ударным функциям, но на сегодняшний день нужно убедиться до конца, что это все работает безотказно, потому что ударить не туда не хотелось бы, это может перечеркнуть вообще всю тематику на какой-то период времени.

Беседовал Дмитрий Литовкин.