— Михаил, на вашем стенде очень яркий лозунг – «Первые в мире». Поделитесь, а что такого вы представляете, чтобы быть вне конкуренции в мировом масштабе?
— Нам удалось решить проблему, которую до нас кому-то было решить сложно. Это локализация людей внутри помещения. Все мы привыкли к навигаторам для автомобилей и для людей, но все они работают только тогда, когда видят спутники. А нам удалось построить систему таким образом, что даже под крышей, где спутники не видны, мы можем определить, в какой части помещения находится тот или иной человек или тот или иной ценный груз.
— За счет чего это достигается?
— Есть такой тренд в мире, называется интернет вещей. Это когда утюги начинают разговаривать с чайниками. Вот это из этой же серии – нам удалось подружить несколько систем, которые уже находятся в любом здании, так, чтобы они, помогая друг другу, позволяли решать эту задачу по локализации человека внутри помещения. В частности, если про конкретику говорить, то это пожарная сигнализация и браслет на руке. Мы иногда не замечаем, но у нас у всех над головой есть пожарный датчик. И вот если сделать все правильно, и если датчик достаточно умный, то он может подсказать браслету, который у вас на руке находится, в каком он помещении. И, таким образом, вы на карте получите всех владельцев браслетов.
— Правильно я понимаю, что и датчик, и браслет у вас в комплекте идут?
— Совершенно верно. В этом и суть изобретения, нам удалось увидеть нюанс, что датчики уже в помещении – давайте заставим их обнаруживать не только пожар, но еще и помогать локализации людей внутри помещения.
— И эта система пользуется популярностью в нашей стране?
— Система датчиков – да, и не только в нашей стране. У нас получилось обогнать на повороте многих мировых лидеров в области беспроводных систем безопасности. В частности, самый последний пример, который у нас есть – это Биг-Бен. То есть здание Биг-Бена и здание Парламента охраняется русскими беспроводными пожарными датчиками. И следующий шаг в развитии носимой электроники - это smart watch, подружить системы безопасности и браслеты, которые мы носим на руках.
— Можете рассказать поподробнее о Биг-Бене – насколько он оснащен? Подобное сотрудничество осуществляется еще с какими-то гигантами подобного рода, но не в Великобритании, а в других странах? Если да, то с какими?
— Это из серии, когда говорят: «А потом тебе повезло». Конечно же, Биг-Бен появился не сразу. Десять лет и 30 тысяч ведер, которые мы вычерпали оттуда, привели к тому, что у нас появились знаковые объекты. Одним из первых знаковых объектов была военно-морская база Великобритании, на юге. Потом постепенно появились другие объекты – замок королевы Шотландии, в Венгрии, в Италии, в Испании. Просто Биг-Бен случился в декабре прошлого года, поэтому я про него и вспомнил. Конечно же, необычно, когда слышишь, что русская электроника вдруг экспортируется и ставится на такие важные для той или иной страны объекты. Я сам радиофизик по образованию, и для меня это звучит как оксюморон. Когда я заканчивал университет, представить это было невозможно. Сейчас мир признал, что есть ряд областей, в том числе в области электроники, в которых русские обошли других. И в большинстве случаев это области, связанные с безопасностью. Например, никого же у нас не удивляет, что «Касперский» - один из лучших антивирусов. Почему? Потому что хакеры, которые сидят в России – одни из лучших. Так и здесь – в области безопасности модель нашего преступника гораздо изощреннее в силу многих особенностей. В силу того, что в свое время люди высококвалифицированные многие потеряли работу, в силу русской смекалки и еще по ряду причин. Но модель нашего преступника – это не бедуин, как в Европе. Модель нашего преступника – это умный инженер. Поэтому мы стараемся сделать соответствующие системы. И когда мы с этими системами выходим в мир, мир понимает, что да, это та система, которой можно доверять значимые объекты – от банков, до Биг-Бена.
— Вы сломили еще и некий моральный барьер, эту антироссийскую истерию и паранойю в мире относительно российских спецслужб. Очень необычно слышать, что в таких местах стоят российские системы безопасности.
— Когда эта истерия началась, она же относительно недавно активно вышла в медиа, мы начали опасаться: а не ударит ли это по нам? Но потом оказалось, что пена – она наверху. Те, кто реально работает и обеспечивает безопасность людей, а в нашем случае речь идет о пожарной безопасности, то есть речь идет о конкретных жизнях, всем, в общем-то, наплевать, какие политические реалии сейчас существуют. Поэтому мы спокойно к этому относимся. Да, есть какие-то трудности, наверное, без этой пропаганды было бы проще жить на белом свете, но я бы не сказал, что это критический вопрос для нас. Мы все-таки не оружие поставляем, а системы, которые спасают жизни.
— Если перенестись от наших зарубежных клиентов к российским – вы сотрудничаете с Минобороны России и в каких сферах?
— Мы горды сотрудничеством со всеми силовыми структурами в Российской Федерации. Потому что понимаем, что те задачи, которые они решают, и так, как они решают – это хорошая школа для любого производителя. У нас и в МЧС есть успешные проекты, и в ФСБ, и в ФСО, а сейчас мы активно начали сотрудничество с Министерством обороны. Это был непростой путь. То есть у нас была инициативная разработка, которая потом проходила соответствующие испытания и постановку на снабжение. Заняло это больше трех лет. Нас очень долго и скрупулезно испытывали в разных климатических зонах с реальными солдатами, у которых другие задачи. То есть основная их задача – это обеспечение безопасности страны, а не решение сопутствующих. И нас это подстегнуло, мы много изменений внесли в систему так, чтобы она действительно соответствовала каждодневным требованиям Министерства обороны.
— Кстати, вот эта проверка на вшивость где сложнее, где более жесткая – у нас или у них?
— Есть нюансы. У нас более жесткие условия – у них менее квалифицированные кадры. И когда ты работаешь на европейском, и на русском рынках, ты получаешь отличную синергию. Ты понимаешь, каким ты должен быть здесь, и каким ты должен быть там. И в итоге продукт получается в два раза лучше и универсальнее.
— Наивный немножко вопрос, но уверен, многие задаются – почему «Аргус-Спектр»?
— Аргус – это вообще такое мифологическое животное, которое охраняло врата ада. Почему спектр – наверное, потому что изначально хотелось производить не один продукт, хотя начиналась история компании с одного охранного вещателя, который так и назывался – «Аргус». Это было 25 лет назад. А со временем расширился спектр производимого.
— Может, приоткроете нам завесу тайны – что-нибудь планируется инновационное, чего нет у конкурентов, какая-нибудь новинка, которая, возможно, только на бумаге?
— Знаете, мы живем в интересное время. Мы начинали в нем жить и продолжаем. Можно посмотреть на мобильный телефон, с чего начиналась эта история, которая была размером с чемодан и перевозилась только в автомобиле, и к чему это сейчас пришло. Это мощнейший компьютер у нас в кармане. Так и наша индустрия – мы тянемся за этим локомотивом, а этот локомотив выталкивает к нам элементную базу, о которой мы раньше и мечтать не могли. И про беспроводные системы безопасности я рассказал – оказалось, что мы можем использовать технологии мобильных телефонов в охранно-пожарной технике. И в условиях пожара наша техника более живучая, потому что не перегорает связь, он беспроводная. Сейчас второе дыхание – это smart watch. Ищут, как эту электронику применить для человека. Одно из направлений, о котором мы сейчас думаем, это уже совсем коммерческое направление – торговые центры. Все в них регулярно бывают, заходишь в этот город и не понимаешь, куда идти. А было бы здорово, что ты скачал приложение торгового центра, ввел бы «ботинки 41-го размера», и тебе нарисовали бы, куда идти. Я, например, в магазины люблю ходить на 10 минут, а не проводить там полдня своего выходного. И мне бы такая система подошла.
— Это будет платное приложение?
— Это уже торговый центр решит. Над нами висят многие устройства, которые не задействованы. Но есть технологии, которые позволят вместе с вашим мобильным телефоном вот так облегчить вашу жизнь – узнать, где ваши дети, где какие товары, получать информацию, прокладывать маршруты уже внутри помещения. Мы привыкли к «Яндексу», к «Гуглу», которые прокладывают маршруты снаружи, а теперь это будет внутри и в ближайшее время точно «взорвется».
Аббас Джума