Это не первое мероприятие по данной проблематике. Первая встреча экспертов, представителей отечественного ОПК и малых и средних предприятий «Роль и место малых и средних предприятий в системе оборонно-промышленного комплекса РФ» прошла по инициативе депутата Государственной думы, члена комитета по обороне Алексея Журавлева в ноябре 2015 года, в течение года велась деятельность в рамках рабочих групп, ряд мероприятий проводился в регионах. 

И вот  встреча в рамках крупнейшей деловой программы международного форума выставки «Армия-2016», по итогам которой, как отметила модератор дискуссии,  руководитель информационного агентства «Росинформбюро» Софья Черепанова, будут выработаны конкретные предложения по изменению тех норм действующего законодательства, которые препятствуют выстраиванию нормальных, рабочих отношений между оборонкой и предприятиями МСП.  

Уже через полторы недели Россия получит новую Государственную думу, в которой наверняка будут представлены силы, готовые взять на себя отстаивание интересов отечественного ОПК. Новому составу парламента и придется решать накопившиеся вопросы.  

Законодательная база есть, но нуждается в доработке 

Проблемы действительно есть. Доля малых и средних предприятий в сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса не превышает трех процентов. И это несмотря на то, что необходимость активного привлечения МСП к выполнению гособоронзаказа и вообще сотрудничеству с оборонно-промышленным комплексом неоднократно высказывались и президент России, и курирующий оборонку вице-премьер Дмитрий Рогозин. Воз, как говорится, и ныне там. О достигнутых в США показателях – на Пентагон там работает, по оценкам экспертов, до 40000 малых компаний – остается только мечтать. 

Хотя нельзя сказать, что работа в данном направлении не ведется. Как отметил в своем выступлении директор «Ассоциации кластеров и технопарков», член Совета Военно-промышленной комиссии при Президенте РФ по развитию государственно-частного партнерства, руководитель рабочей группы по созданию и производству нового поколения вооружения, военной и специальной техники Андрей Шпиленко, законодательная база для выстраивания взаимоотношений ОПК и МСП имеется.  

Это Федеральные законы «О государственном оборонном заказе», «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Механизм привлечения малых и средних предприятий к работе в оборонном комплексе есть, и он работает, отметил эксперт.  

По его  мнению, промышленные кластеры – это вполне работающий и эффективный механизм вовлечения малого и среднего бизнеса в производственные цепочки крупных предприятий, в том числе в сфере ОПК, который стимулирует предприятия к кооперации и реализации совместных проектов. Как отметил Андрей Шпиленко, участие в промышленном кластере позволяет малым и средним предприятиям получить меры финансовой поддержки, а крупным – снизить издержки за счет кооперации.  

На сегодня государством созданы все необходимые условия для поддержки малого и среднего бизнеса, другой вопрос – что они нуждаются в совершенствовании. И работа в этом направлении ведется. В частности, готовится изменение в 779 постановление Правительства, позволяющего создавать промышленные кластеры в абсолютно любых субъектах Федерации, а не только на территории одного или нескольких, но обязательно граничащих друг с другом субъектов Федерации, как это делается сейчас.

Кроме того, Андрей Шпиленко в своем выступлении отметил, что в целях расширения возможностей встраивания малых и средних предприятий в производственные цепочки ОПК в ряде российских регионов формируются промышленные кластеры с участием оборонных предприятий. Требования к совместным проектам участников кластеров, которых поддерживает Минпромторг России, и порядок государственной поддержки определяет постановление Правительства РФ №41. Для того, чтобы увеличить доступность мер поддержки для предприятий МСП Андрей Шпиленко поделился инициативами, которые были предложены членами Ассоциации кластеров и технопарков для внесения изменений в постановление №41. В частности, предусмотреть возможность субсидирования затрат на производство конечной импортозамещающей продукции участников кластера, субсидирования затрат, понесенных на осуществление собственными силами следующих работ: разработка КД, изготовление опытных образцов и их испытания. А также добавить в перечень субсидируемых затраты на оформление и защиту интеллектуальной собственности и упростить процедуру для получения государственной поддержки участниками промышленных кластеров по линии Минпромторга, Минэкономразвития, Фонда развития промышленности, Корпорации МСП по модели «Единого окна». Эти предложения были единогласно поддержаны.

Без малого бизнеса новая промышленная революция пройдет без нас 

Взявший затем слово председатель президиума Экспертного совета военно-промышленной комиссии при Президенте РФ, президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов отметил, что не является сторонником постулата о том, что малый бизнес обязательно эффективнее крупного, а частный – государственного. Вместе с тем, по его словам, есть отрасли и сферы, где развитие именно малого и среднего предпринимательства очень важно и необходимо. В частности, это система поставщиков и развитие и разработка новых технологий.  

Президент ИНС напомнил о «новой промышленной революции», которая характеризуется ростом значения производства под заказ и повышенной ролью мелких серий производства. И крупные компании, отметил Михаил Ремизов, не смогут стать полноценными участниками этой революции, если у них не будет кооперации с предприятиями малого и среднего бизнеса. Инновации, без которых невозможен рывок, лучше реализуются в рамках именно малых организационных форм. 

Малые и средние предприятия являются неотъемлемой частью «новой промышленной революции», резюмировал докладчик. Тем более, что набирает обороты и такое явление, как «кастомизация» - индивидуализация продукции под заказ конкретного потребителя. Для МСП это гораздо более легко решаемая задача, чем для крупных корпораций.  

Отметил эксперт и губительность действующей формулы рентабельности предприятий «20+1» (20% для самих предприятий и 1% для их смежников). Данное ограничение в значительной демотивирует развитие кооперации, и, соответственно, привлечение к работе в оборонном секторе предприятий малого и среднего бизнеса. При этом мировая практика напротив, все больше и больше идет по пути развития такой кооперации.  

Негативно сказалось и принятие поправок в закон о Гособоронзаказе, предписавшими открывать для всех финансовых операций со средствами гособоронзаказа отдельные специальные счета только в уполномоченных банках и запретившими проводить с этих счетов практически все операции, напрямую не связанные с выполнением гособоронзаказа.  

Такое ужесточение правил банковского сопровождения, направленное на борьбу с хищениями выделяемых на ГОЗ бюджетных средств, отпугивает малый и средний бизнес, для которого новые условия стали непосильными. Особенно сложно в таких условиях работать в Крыму и Севастополе, где банковская система РФ представлена далеко не в полном объеме. 

Гораздо большие надежды с привлечением малого и среднего бизнеса Михаил Ремизов связывает с тем, что в связи с предстоящим снижением объема Гособоронзаказа предприятиям ОПК придется больше внимания уделять выпуску гражданской продукции. В перспективе соотношение гражданской и оборонной продукции будет приведено к соотношению 50 на 50, и именно это станет стимулом для возрастания доли предприятий МСП в оборонной промышленности и приборостроении.  

Чему равняется «20+1»? 

Начальник отдела научно-методологического обеспечения развития ОПК ЦНИИ ЭИСУ, эксперт рабочей группы по развитию конкуренции в сфере гособоронзаказа ФАС России Денис Журенков среди причин, препятствующих развитию кооперации и, как следствие, увеличению доли предприятий малого и среднего бизнеса в оборонной промышленности также назвал пресловутую формулу «20+1». Ее действие не создает экономических стимулов для снижения издержек, способствует сохранению «натурального хозяйства» и влечет за собой риски необоснованного завышения прогнозных цен по ГОЗ. 

Среди других препятствий для привлечения предприятий МСП в оборонку эксперт отметил неразвитость внутреннего финансового рынка и рынка интеллектуальной собственности, ограничение доступа к передовым зарубежным технологиям, а также недостаточную эффективность мер господдержки для решения задач по развитию кооперации, особо обратив внимание на то, что в сфере ОПК отсутствует законодательное обеспечение  работы механизмов государственно-частного партнерства.  

Среди первоочередных мер по нормализации ситуации в этой сфере Денис Журенков, в частности,  внесение изменений в Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», которые позволили бы привлекать гражданские инновационные организации-участники Национальной технологической инициативы к выполнению перспективных НИОКР и созданию для оборонной промышленности и инновационного предпринимательства единого методического, информационного и организационного пространства, обеспечивающего углубление процессов интеграции производств и обмена технологиями. 

На «гражданке» оборонка неконкурентоспособна 

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский рассказал, что в ходе общения и с представителями крупных холдингов, и с теми предприятиями малого и среднего бизнеса, которые либо уже работают, либо хотели бы работать в сфере ОПК пришел к неутешительному выводу: новые изменения в законе о гособоронзаказе буквально уничтожают конкуренцию среди поставщиков 3-4-5 уровней. Те предприятия, для которых продукция ОПК не является основной, просто отказываются от работы в этой сфере – такие издержки им попросту не нужны.  

Как и предыдущие выступающие, Виктор Мураховский жестко высказался о правиле «20+1», назвав его «феодальным законом», который в свое время был принят «женским комитетом имени Сердюкова» и пока с этим наследием экс-министра обороны никто ничего поделать не может.  

Эксперт также выразил серьезные сомнения, что предприятия оборонки всерьез смогут конкурировать на рынке гражданской продукции, когда им придется заниматься ее выпуском после того, как гособоронзаказ будет снижен. Только если их продукцию будут закупать в рамках своего рода госзаказа.  

Активное участие в дискуссии приняли и сами представители малого и среднего бизнеса. Вице-президент Корпорации «Проект-техника» Виктор Ухов высказал мнение, что в настоящее время создаётся эффективный механизм развития крупных компаний и корпораций для нужд выполнения гособоронзаказа. «Государство делит риски по разработке тех решений, разработке конструкторской документации, лицензированию, оформлению разрешений для компаний малого и среднего бизнеса. В результате и государство и впк получают более качественный продукт по более низкой стоимости. Мы готовы активно принимать участие в структуре промышленных кластеров, так как это совпадает с направлением развития нашей корпорации», - заявил он.

В свою очередь руководитель ООО «СИНТЕЗ» (г. Магнитогорск) и Фонда развития инноваций Андрей Горбунов, президент НПО «Эшелон» Алексей Марков, директор по развитию компании «5,45 дизайн» Иван Лобанов рассказали о своих проблемах и пожеланиях, особо отметив, что желание работать с предприятиями оборонного комплекса у них не пропало, но существующие проблемы желательно решать как можно скорее.

Степан Филатов