По словам официального представителя Минобороны России, именно такая задача сейчас стоит у руководства российских ВКС. Правда, самолет может полететь раньше этого срока, если его разработка будет продолжаться в текущем темпе.
Ранее планировалось, что государственные испытания перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) завершатся в 2023 году, а ввод в строй был намечен на 2025 год. Прежний график можно назвать излишне оптимистичным, поскольку был отложен первый вылет самолета вместе с графиком всех работ.
Разработка проекта
Технология "летающее крыло" обеспечивает самолету снижение заметности для длинноволновых радаров противника
Работы по проработке концепции нового бомбардировщика Россия начала еще в 2009 году. Сам проект изначально не подразумевал непосредственно развития или модернизации существующих и принятых на вооружение боевых самолетов, а только принципиальное создание новейшего летательного аппарата. Минобороны России в августе 2009 года подписало контракт с компанией "Туполев" на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по созданию ПАК ДА сроком на 3 года.
Тогда же главный конструктор предприятия Игорь Шевчук заявил, что научно-исследовательские работы надо рассматривать как создание некоего научно-технического задела по данной тематике. Это не только и не столько военная тематика, сколько проработка вопросов аэродинамики, прочности, новых материалов и технологий. К марту 2013 года проект самолета был утвержден, а в 2014 году конструкторское бюро имени Туполева завершило этап предэскизного проектирования ПАК ДА.
Аналоги
Размер у нового самолета будет довольно большим, как и его масса.
Сейчас о новом перспективном комплексе дальней авиации ПАК ДА доступно не так уж много информации. Специалисты считают, что новая разработка будет представлять из себя дозвуковой летательный аппарат в рамках концепции "летающего крыла". Внешне он будет напоминать тяжелый американский стратегический бомбардировщик Нортроп B-2 "Спирит" (Northrop Grumman B-2 Spirit). Также российскому ПАК ДА прочат схожесть с ударным дальним бомбардировщиком LRS-B, который еще не был принят на вооружение ВВС США.
Бомбардировщик B-2 предназначен для прорыва плотной ПВО и доставки обычного или ядерного оружия. Американцы использовали при разработке аэродинамическую схему "летающего крыла" и радиопоглощающие материалы. Такие самолеты активно использовались войсками США при бомбардировке Югославии и Ирака.
Технические характеристики
Технология "летающее крыло", как известно, обеспечивает самолету снижение заметности для длинноволновых радаров противника, однако сейчас достоверно не известно, будут ли российские конструкторы использовать подобную технологию. Скорее всего, ПАК ДА будет оснащен новейшим бортовым радиоэлектронным оборудованием для связи и радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
Внешне ПАК ДА может напоминать тяжелый американский стратегический бомбардировщик Нортроп B-2 "Спирит".
Разработкой двигателей для ПАК ДА занята компания "Кузнецов". Они создаются на базе турбореактивного двухконтурного двигателя НК-32. Подобные двигатели уже установлены на стратегическом бомбардировщике ВКС России Ту-160. Специалисты ожидают, что размер у нового самолета будет довольно большим, как и его масса. Дальность действия бомбардировщика может составить более 12 тысяч км, а масса полезной нагрузки - до 30 тонн.
Вооружение и перспективы финансирования
Планировалось, что государственные испытания ПАК ДА завершатся в 2023 году.
В первую очередь, специалисты считают, что в ПАК ДА будет принципиально иной подход к вооружению. В отличие от советских и ранних российских бомбардировщиков, где упор делался на сочетание скорости и крылатых ракет большой дальности, в ПАК ДА сделают акцент на технологии снижения заметности - технологии стелс. Хотя ранее российские военные уже высказывались по поводу того, что ПАК ДА можно будет использовать в качестве пусковой платформы для крылатых ракет большой дальности как с ядерными, так и с обычными боеголовками. Так что в будущем не исключено и оснащение ПАК ДА гиперзвуковыми ракетами.
Бомбардировщик ПАК ДА призван в ближайшей перспективе заменить имеющиеся на вооружении ВКС России самолеты: ТУ-22М, Ту-95 и Ту-160. У российских конструкторов есть все технические возможности для разработки и создания новейшего самолета, однако специалисты гадают, как Москва профинансирует такую масштабную программу перевооружения тем более в период экономического кризиса в стране.
Алексей Петров