День дальней авиации ВВС России был учрежден 23 декабря в 1999 г. по приказу главнокомандующего ВВС РФ Анатолия Корнукова. Днем создания российской дальней (стратегической) авиации (ДА) принято считать 23 декабря (10 декабря по старому стилю) 1914 г.

В этот день российский император Николай II утвердил «Положение об организации эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец», которое стало первым в мире соединением тяжелых бомбардировщиков. На самолете «Илья Муромец» русского инженера Игоря Сикорского были установлены мировые рекорды дальности, продолжительности полета и грузоподъемности.

Ту-95МС. Фото: А.СоколовДальняя авиация (ДА) – оперативно-стратегическое объединение ВС РФ и стратегический резерв Верховного главнокомандования (ВГК). Она является воздушной компонентой стратегических ядерных сил и предназначена для поражения объектов противника на большой дальности, ведения оперативной и стратегической воздушной разведки, а также решения др. задач.

В Первой мировой войне бомбардировщики «Илья Муромец» выполнили около 400 боевых вылетов. После Октябрьской революции 22 марта 1918 г. по указанию Ленина одновременно с истребительной, разведывательной и легкобомбардировочной авиацией создается ядро тяжелой бомбардировочной авиации – Северная группа воздушных кораблей. Ее ввели в состав эскадры кораблей «Илья Муромец» и разместили в районе Нижнего Новгорода, позднее – в районе Липецка. Летом 1919 г. в авиагруппу включили дивизион (три отряда по 2 самолета) самолетов. В 1930 гг. на вооружение ДА были приняты бомбардировщики ТБ-3 Андрея Туполева, а в 1936 г. в войска поступают самолеты ДБ-3Ф и Ил-4 Сергея Ильюшина.

К началу Великой Отечественной войны в ДА Главного командования Красной Армии (ДБА ГК) входило 5 авиакорпусов, 3 отдельных авиадивизии и один отдельный авиаполк. В их составе было около 1500 самолетов и почти 1000 экипажей. Первые удары ДБА нанесла 22 июня 1941 г. по войскам противника в Польше, а в ночь с 10 на 11 августа 1941 г. – по Берлину. В годы войны ДА участвовала во всех крупных операциях Красной Армии.

В 1947 г. ДА получает новые самолеты Ту-4, которые в 1951 г. стали носителями ядерного оружия. В 1950 гг. на вооружение принимаются стратегические дальние бомбардировщики Ту-16, Ту-95 и ЗМ и начинается освоение Арктики. В 1970-1980 гг. ДА пополняется авиационными комплексами Ту-22МЗ, Ту-95МС и Ту-160 с крылатыми ракетами большой дальности.

Ту-160 и Су-27. Фото: А.СоколовВ 2001 г. стратегические ракетоносцы после 10 летнего перерыва появились над Северным полюсом. Была освоена дозаправка в воздухе стратегических ракетоносцев Ту-160. В августе 2007 г. ДА возобновила полеты в удаленных регионах на постоянной основе. В 2012 г. в состав ДА были переданы авиабазы Каменный Ручей и Оленегорск из состава ВМФ.


Основу ДА составляют стратегические и дальние бомбардировщики Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3. На их вооружении состоят авиационные крылатые ракеты большой дальности и ракеты оперативно-тактического назначения в ядерном и обычном снаряжении, а также различные авиационные бомбы. Около 30 самолетов Ту-22М3 будут модернизированы до 2020 г.

К 2020 г. ожидается поступление на вооружение стратегического бомбардировщика 5 поколения, который заменит существующие ракетоносцы, дальние и стратегические бомбардировщики. Он будет способен применять все перспективные виды высокоточного оружия, в том числе гиперзвуковое. К 2040 г. должен быть создан стратегический бомбардировщик 6 поколения, который может быть беспилотным.

 

Анатолий Соколов