Сам Лукашенко ранее выступил с рядом противоречивых заявлений, из которых следовало, что белорусский лидер не обсуждал эту тему российским президентом, однако уже на следующий день пресс-секретарь Дмитрий Песков мягко отметил, что главы государств «обсуждали различные аспекты». Теперь же картина снова претерпела небольшие изменения – эксперты заговорили о том, что Белоруссия готова согласиться на российскую авиабазу на своей территории, но взамен просит Россию о вооружении белорусской армии.

 

Клубок противоречий

 

Созданием авиабазы в Белоруссии Россия преследует несколько целей. Основная — укрепление обороноспособности на западных границах, с прицелом на оборону Калининградской области, окруженной недружественными государствами блока НАТО: Польшей и Литвой. Актуальность этой проблемы заметно увеличилась после обострения отношений между Западом и Россией.

19 сентября Владимир Путин поручил МИД и Минобороны начать переговоры с белорусской стороной о создании авиабазы. Информация о том, что российские истребители Су-27 будут размещаться на аэродроме под Бобруйском появилась еще в прошлом году.

Размещение некоторого количества сил НАТО в прибалтийских странах (в том числе истребителей и ударных беспилотников) и активное перевооружение и налаживание военных контактов между скандинавскими государствами требуют российского ответа. Одним из возможных путей и является создание в Белоруссии российской авиабазы, вооруженной современными истребителями Су-27СМ3.

«Нам не надо тут никаких баз, — заявил на своем «победном» брифинге белорусский лидер. — Поймите одну простую вещь, я тут ни перед кем не заигрываю и на злобу дня не высказываюсь».

Не прошло и нескольких дней, как в риторике Лукашенко усмотрели двусмысленность, в которой политологам еще только предстоит разобраться. СМИ уже не раз отмечали, что Лукашенко периодически открещивается от факта переговоров с российской стороной и настоятельно подчеркивает полное отсутствие необходимости размещать самолеты Воздушно-космических сил на территории его страны. При этом Минск вполне прозрачно дает понять, что готов обсуждать этот вопрос с Москвой, — как это случилось в ходе брифинга после голосования, когда Лукашенко под занавес отметил, что обсудит «с Владимиром Путиным эту проблему — если Россия видит чего-то, что мы не видим, она скажет».

Впрочем, эпопея, связанная с созданием российской авиабазы, сопровождается скандалами с самого начала — то есть с апреля 2013 года. Интенсивное обсуждение вопроса началось после того, как министр обороны России Сергей Шойгу заявил в присутствии Лукашенко, что к 2015 году в Белоруссии будет сформирована российская авиабаза. Спустя всего несколько дней белорусский лидер всячески отрицал такую возможность, говоря о необходимости поставок истребителей для ВВС его страны.

Самый свежий инцидент имел место после распоряжения президента России Владимира Путина от 19 сентября 2015 года — подписать соглашение о создании российской авиабазы в Белоруссии. Последовала странная реакция Минска: 6 октября Александр Лукашенко заявил, что с ним никто никогда не обсуждал вопроса о создании российской авиабазы, и она ему не нужна, а нужны самолеты для ВВС Белоруссии.

 

На два фронта

 

Ряд специалистов полагают, что сейчас идет самый обыкновенный торг вокруг потенциальной авиабазы. При таком раскладе, отмечают эксперты, российская авиабаза в Белоруссии скорее всего будет, но обойдется России она в приличную сумму. Но есть и альтернативная точка зрения: Лукашенко не особо рассчитывает на щедрость России и теперь готовится получить гораздо более щедрое поощрение от Запада — именно за отказ разместить авиабазу.

На территории республики уже имеется ряд российских военных объектов, среди которых, в частности, 43-й узел связи ВМФ России в Вилейке (Минская область).

В пользу второй версии существует целый ряд вполне убедительных доказательств – в частности, сейчас идут переговоры с МВФ о предоставлении нового кредита на $3,5 млрд, при этом Евросоюз уже отменил часть санкций против белорусских граждан и компаний, а в ближайшее время планирует отменить все оставшиеся. Брюссель планирует заключить с Белоруссией специальное соглашение о сотрудничестве – это не полномасштабная ассоциация, как с Украиной или Молдовой, но все же принципиально новый уровень взаимоотношений. По большому счету, Россия могла бы принять правила этой игры и поторговаться, предложив Белоруссии что-то более привлекательное, нежели предлагает Запад.

Однако Россия, по крайней мере публично, не предложила официальному Минску каких-либо реальных стимулов материального плана, хотя в прессе и проскользнула информация о возможных переговорах - Дмитрий Песков в ходе брифинга 12 октября обозначил время и место: «Конструктивное обсуждение будет продолжено. Предстоят контакты президентов: они увидятся на саммите СНГ в Казахстане на этой неделе. И у них будет возможность все эти вопросы обсудить».

 Ника Бажанова