Орбитальные истребители СССР на базе космического корабля «Союз». Проекты начала 70-х годов. 

 

Со времен полета Юрия Гагарина в космос многое изменилось. Скоропостижно скончался Генеральный Конструктор Сергей Павлович Королев, а его дело продолжили его ученики – конструкторы Василий Мишин и Дмитрий Козлов.

 Нереализованные проекты: орбитальные истребители СССР. Часть I.

В начале 60-х гг. большая работа по темам «Ракетопланы» и «Космопланы» была проведена в Объединенном конструкторском бюро 52 (ныне ФГУП «НПО Машиностроения»), которое основал и возглавлял в то время выдающийся советский конструктор В.Н. Челомей.

Уже в те времена, когда вся космонавтика сводилась к обсуждению формул и идей, а первые ракеты с трудом отрывались от земли и тут же падали обратно, стало ясно, что этот вид человеческой деятельности будет связан с военным делом. Страшные ракеты «Фау-1» и «Фау-2», которыми нацисты обстреливали Лондон, появились на свет как продукт невинных мечтаний группы немецких инженеров – энтузиастов идеи межпланетных полетов. После победы союзников по антигитлеровской коалиции, эти ракеты, чертежи и те, кто их делал, оказались в Советском Союзе и США и сразу были использованы в военных целях. Предложение британцев создать на основе «Фау-2» космический корабль для полета на Луну был проигнорирован, а все усилия были направлены на воспроизведение успеха немецких инженеров и постановку ракет на вооружение в качестве носителей боевых, прежде всего атомных, зарядов.

Вся современная космонавтика выросла из боевых ракет. Например, знаменитая «семерка» (ракета «Р-7», созданная под руководством Сергея Королева), которая вывела на орбиту первый спутник, космический корабль с Юрием Гагариным и доставила вымпел на Луну, изначально предназначалась для доставки атомной боеголовки до Вашингтона или Нью-Йорка. То, что было понятно лишь специалистам, стало всеобщим достоянием 4 октября 1957 г., когда первый спутник пролетел по круговой орбите. В отличие от жителей России, считающих запуск первого искусственного спутника Земли триумфом научной мысли и достижением всего человечества, совсем по-другому восприняли на Западе.

Возможная цель для создаваемого перехватчика – американская военная станция «МОЛ»Мастер «литературы ужасов» Стивен Кинг в одной из своих книг признается, что самым сильным страхом в его жизни был страх перед советским спутником. В тот день русские показались ему завоевателями с Марса, которые запустили свою «летающую тарелку» над Америкой для уничтожения его родины. Это страх породил в США волну публикаций с красочным описанием угрозы появления на орбите советских «орбитальных боеголовок». В первые дни октября 1957 г. особо горячие головы в Пентагоне предложили «закрыть небо» – выбросить на орбиту тонны металлолома (шарики, гвозди, стальную стружку) для прекращения любых космических запусков. Но расчеты показали, что это очень дорогая затея с сомнительным исходом и исследовательские лаборатории вооруженных сил США начали работы по созданию космических перехватчиков для уничтожения вражеских спутников.

Уже 19 июня 1959 г. американцы впервые испытали ракету «Балд Орион», которая была запущена с бомбардировщика «Б-52» для поражения спутника «Эксплорер-6», выработавшего свой ресурс. Ракета прошла в 4 милях от цели, что рассматривалось как первый успешный перехват спутника. Но последующие пуски не отличались такой эффективностью и работы над ракетой постепенно прекратились.

Советские военные не остались равнодушными к идее орбитального перехвата, и один из проектов практически повторял американские испытания 1959 г. Предполагалось создание небольшой ракеты, запускаемой с самолета на высоте около 30 км и несущей заряд около 50 кг взрывчатки. Ракета должна была сблизиться с целью и взорваться на удалении не более 30 м от нее. Работы по этому проекту начались в 1961 г. и продолжались до 1963 г.

Возможная цель для создаваемого перехватчика – американский космический истребитель «Дайна-Сор»Однако летные испытания не дали ожидаемых результатов в связи с несовершенством системы наведения и испытания в космосе не стали проводить. 

Следующий проект родился в период первых полетов советских пилотов в космос. 13 сентября 1962 г., после совместного полета «Востока-3» и «Востока-4», когда эти неманеврирующие орбитальные корабли за счет точности запуска были сведены на расстояние 5 км, Научно-техническая комиссия Генштаба заслушала доклады космонавтов Андрияна Николаева и Павла Поповича о военных возможностях кораблей «Восток».
Возможная цель для перехватчика – американский боевой орбитальный комплекс «Блю Джемини»Вывод гласил: «Человек способен выполнять в космосе все военные задачи, аналогичные задачам авиации (разведка, перехват, удар). Корабли «Восток» можно приспособить к разведке, а для перехвата и удара необходимо срочно создавать новые, более совершенные космические корабли».

Пилотируемый орбитальный перехватчик «7К-П» («Союз-П»)Такие корабли уже разрабатывались в конструкторском бюро ОКБ-1 Сергея Королева. На основе пилотируемого орбитального корабля «7К-ОК» («Союз») планировалось создать космический перехватчик – «7К-П» («Союз-П») для решения задач осмотра и вывода из строя космических аппаратов противника. Габариты космического перехватчика «Союз-П»: полная длина – 6,98 м, максимальный диаметр – 2,7 м, полная масса – 6300 кг. Проект получил поддержку со стороны военного руководства, которому были известны планы американцев по созданию военной орбитальной станции «МОЛ».

 

 

Однако из-за общей перегруженности проектами ОКБ-1 отказалось от военной программы и в 1964 г. все материалы по «Союзу-П» были переданы в филиал №3 ОКБ-1 при Куйбышевском авиазаводе «Прогресс». В то время филиал возглавлял ведущий конструктор Дмитрий Ильич Козлов. «Союз-П» был не единственной разработкой военного назначения, переданной в филиал. Здесь, в частности, создавались спутники фоторазведки «Зенит-2» и «Зенит-4».

 Справка

Дмитрий Ильич КозловДмитрий Ильич Козлов, советский и российский конструктор ракетно-космической техники. Дважды Герой Социалистического Труда, генеральный конструктор Центрального специализированного конструкторского бюро («ЦСКБ-Прогресс»), член-корреспондент РАН (1991), член-корреспондент АН СССР (с 1984 г.).

Д.И. Козлов родился 1 октября 1919 г. в г. Тихорецке Краснодарского края в семье рабочего. По окончании в 1937 г. средней школы (г. Пятигорск) поступил в Ленинградский военно-механический институт. С 1 июля 1941 г. добровольцем Ленинградского народного ополчения участвовал в боях на Ленинградском и Волховском фронтах. В сентябре 1944 г. после третьего ранения и потери руки был демобилизован, вернулся в институт, который окончил в декабре 1945 г.

В 1946 г. в составе Технической комиссии по изучению трофейной ракетной техники Козлов работал в КБ завода №88 им. М.И. Калинина (СКБ НИИ-88, с 1951 г. ОКБ-1) инженером-конструктором под руководством С.П. Королева. В 50-х гг. – ведущий конструктор ракеты Р-5, позднее – знаменитой ракеты Р-7, которая обеспечила приоритет СССР в разработке МБР и положила начало созданию практической космонавтики.

С 1958 г. руководил началом серийного производства Р-7 на самолетостроительном заводе №1 в г. Куйбышев (ныне входит в «ЦСКБ-Прогресс», г. Самара) и организацией на нем КБ. Впоследствии оно стало одним из ведущих в стране по созданию ракетно-космической техники. С 1961 г. Д.И. Козлов – заместитель Главного конструктора ОКБ-1 (с 1966 г. – первый заместитель), начальник и Главный конструктор филиала № 3. С 1967 г. – первый заместитель Главного конструктора ЦКБ экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ), начальник и Главный конструктор Куйбышевского филиала ЦКБЭМ. С 1974 г. – начальник и Главный конструктор, а с 1983 г. – начальник и генеральный конструктор ЦСКБ. С апреля 1996 г. Д.И. Козлов Генеральный директор и Генеральный конструктор, а с 2003 г. – Почетный генеральный конструктор «ЦСКБ-Прогресс».

Умер 7 марта 2009 г., похоронен в Самаре.

КБ под руководством Д.И. Козлова в содружестве с другими КБ промышленности и институтами АН СССР с начала 1960 гг. стало головным конструкторским бюро по созданию космических аппаратов для контроля международных соглашений об ограничении стратегических вооружений, исследований природных ресурсов Земли и экологического контроля («Фрам», «Ресурс-Ф»), космической технологии и материаловедения («Фотон»), космической медицины и биологии («Бион»), а также по созданию ракет-носителей «Восток», «Молния» и «Союз». В 1960 гг. КБ Козлова разработало военный пилотируемый космический корабль «Звезда» на основе наработок «Союз-ВИ» 7К-Р/7К-С/7К-ВИ, переданных из КБ Королева ОКБ-1 (ныне ЦКБЭМ) в связи с его перегруженностью околоземными и лунными гражданскими пилотируемыми программами.

Предполагалось, что «Союз-П» будет обеспечивать сближение корабля с космическим объектом противника и выход космонавтов для его обследования. По результатам осмотра космонавты должны были механически вывести объект из строя, либо «снять» его с орбиты, поместив в контейнер корабля. В дальнейшем от такого технически сложного и опасного для жизни космонавтов проекта отказались. Это было связано с тем, что практически все советские спутники снабжались аварийной системой подрыва и адекватных действий ожидали от потенциального противника.

Следующий вариант предполагал создание корабля «Союз-ППК» («Пилотируемый перехватчик») с двумя космонавтами и восьмью ракетами. По-прежнему корабль должен был сблизиться с космическим аппаратом противника, а космонавты без выхода из корабля визуально и с помощью бортовой аппаратуры должны были обследовать объект и принять решение. Если требовалось уничтожение объекта, корабль удалялся от него на километр и расстреливал цель бортовыми мини-ракетами. Космический перехватчик «Союз-ППК» был 6,5 м длиной при максимальном диаметре 2,7 м и полной массе 6700 кг. 

Пилотируемый орбитальный перехватчик «Союз-ППК»Ракеты класса «космос-космос» для этого перехватчика должно было делать оружейное КБ Шипунова. Ракета представляла собой модификацию радиоуправляемого противотанкового снаряда с мощным маршевым двигателем и маленькими пороховыми шашками для маневрирования в передней части. При подлете к вражескому объекту по команде радиовзрывателя боевая часть подрывалась и высокоскоростными осколками уничтожалась цель. Помимо корабля-перехватчика «Союз-П» в филиале №3 Дмитрия Козлова разрабатывались военные корабли «Союз-ВИ» («Военный исследователь») и «Союз-Р» («Разведчик»).

Проект корабля «7К-ВИ» («Союз-ВИ», «Звезда») появился по Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров от 24 августа 1965 г., предписывающего ускорить работы по созданию военных орбитальных систем. За основу «Союза-ВИ» была принята конструкция орбитального корабля «Союз». Конструкторы обещали военным создать универсальный боевой корабль, который мог осуществлять визуальную разведку, фоторазведку, совершать маневры для сближения и уничтожения космических аппаратов врага. Космический корабль «Союз-ВИ» с максимальным диаметром 2,8 м имел в длину 8 м и 6700 кг полную массу.

Военный космический корабль «Союз-ВИ» в сборочном цехе.Серьезные сбои в программе испытаний орбитального «Союза» стали причиной пересмотра Козловым в начале 1967 г. проекта военного корабля. Новый космический корабль «Звезда» с экипажем из двух человек имел полную массу 6,7 т и мог работать на орбите в течение трех суток. Однако ракета-носитель «Союз» могла вывести на расчетную орбиту только 6,3 т полезного груза. Поэтому в результате доработки носителя появился проект новой модернизированной ракеты «Союз-М». Новый проект комплекса «Союз-ВИ» был одобрен со сроком испытательного полета в конце 1968 г.

В корабле «Союз-ВИ» изменилось расположение основных модулей, и спускаемый аппарат располагался теперь на самом верху. За креслами экипажа имелся люк для доступа к цилиндрическому орбитальному отсеку, который был больше стандартного «Союза». В отличие от других модификаций, места экипажа располагались друг за другом. Это позволило разместить приборы контроля и управления на боковых стенках капсулы. Спускаемый аппарат был оснащен авиационной пушкой Нудельмана-Рихтера НР-23 (модификация хвостовой пушки реактивного бомбардировщика «Ту-22»), доработанная для стрельбы в вакууме. Испытания на специальном стенде показали, что космонавт мог бы нацеливать космический корабль и пушку с минимальным расходом топлива. 

Дмитрий Козлов (слева) с коллегамиОрбитальный модуль имел различные приборы для наблюдения за Землей и околоземным пространством – оптические системы, радары, фотоаппараты. На внешней подвеске орбитального модуля были закреплены штанги с пеленгаторами, предназначенными для поиска вражеских объектов. Еще одним новшеством на «Звезде» стала энергоустановка на базе изотопного реактора. В начале Д. Козлов рассматривал возможность использования солнечных батарей, но отказался от них из-за хрупкости, что делало корабль уязвимым.

В сентябре 1966 г. была сформирована группа космонавтов для освоения нового космического корабля. В нее вошли: Павел Попович, Алексей Губарев, Юрий Артюхин, Владимир Гуляев, Борис Белоусов и Геннадий Колесников. Экипажи Попович-Колесников и Губарев-Белоусов должны были отправиться в космос первыми. Однако на проект корабля «Союз-ВИ» ополчился Василий Мишин, сменивший Королева после его смерти, и ряд других ведущих конструкторов ОКБ-1 (ЦКБЭМ). Противники проекта утверждали, что нет смысла создавать сложную и дорогую модификацию уже существующего корабля «7К-ОК» («Союз»), если последний способен справиться со всеми задачами, которые могут поставить военные. Другим аргументом стало то, что нельзя распылять силы и средства в ситуации, когда Советский Союз может утратить лидерство в «лунной гонке». Еще об одном мотиве пишет конструктор Борис Черток в своих мемуарах: «Мы (ЦКБЭМ – А.П.) не хотели терять монополию на пилотируемые полеты в космос».

Военный космический корабль «Союз-ВИ» («Звезда») на орбите (реконструкция). Военный космический корабль «Союз-ВИ» («Звезда») пристыковывается к орбитальному доку. 

 

Военные модификации корабля «Союз» (слева — направо): «Союз-П», «Союз-ППК», «Союз-Р», «Союз-ВИ», «Союз-ВИ/ОИС»

Интрига сделала свое черное дело, и в декабре 1967 г. проект военного космического корабля «Союз-ВИ» («Звезда») был закрыт. А разработки системы противоспутниковой обороны сосредоточились на создании беспилотных перехватчиков класса «ИС», который так и не был создан. Но с первым полетом шаттла «Колумбия» и проведением нескольких успешных запусков и возвратов крылатых КА «Лапоть» (тема «Спираль») было доказано, что спуск с орбиты с использованием аэродинамических сил имеет право на существование и в 70-80 гг. вернулись к идее крылатого спуска и в СССР, создав в итоге систему «Энергия–Буран».

 

Использованные источники:

1. Сайт Encyclopedia Astronautica (Энциклопедия астронавтики Марка Вейда) (техническая сторона): http://epizodsspace.narod.ru/bibl/pervushin/orb-ist.html

2. Сайт о биографии конструктора Дмитрия Козлова: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=10441

 

Материал подготовил Влад Захаров

Окончание следует