Блоги, от малых до великих, давно уже не дают покоя властям. Интернет сам по себе поле великой битвы, где сражаются с переменным успехом то с пиратством, то с порнографией, то с оппозицией. Но блоги – территория гласности и частного мнения – совсем другое дело. 

Не стоит забывать также и о том, что блоги на данный момент – основная информационная площадка для миллионов людей. Возобновившееся недавно в правительственных кругах обсуждение наболевшего – стоит ли приравнять популярные блоги к СМИ – только лишний раз свидетельствует о том, что в блогосфере, «младшей сестре» традиционной прессы, играют в старые игры по давно известным правилам. В частности, это означает, что многие читатели популярных блогов принимают за чистую монету то, что называется в определенных кругах  «джинсой», а проще говоря – скрытой рекламой.


Политическая «джинса»

Подобная реклама подразумевает любое доброжелательное мнение о политическом деятеле, партии или организации, публикующееся в блоге его автором без указания на рекламный характер сообщения. В  глазах обывателя она рекламой не является и воспринимается как совет, отзыв блогера, что в разы повышает ее эффективность.

Чтобы выяснить, как сейчас выглядит рынок политической «джинсы», мы обратились к экспертам.

Денис Терехов, управляющий партнер агентства «Социальные сети»

«Существует колоссальный общественный запрос на получение информации именно из этих источников. В начале перестройки можно было на заборе написать "Иванов - коммунист", и он гарантированно проиграл бы выборы, а в 2008-2009 гг можно было взять десять абстрактных ботов, которые писали бы всякие глупости, а это на кого-то произвело бы впечатление. Но год от года аудитория становится  все умнее, поэтому, как бы парадоксально это ни звучало, тренд последнего времени - это говорить правду. Я имею в виду, что те технологии, которые казались эффективными еще несколько лет назад, те же боты, бессмысленная активность в комментариях, сейчас используются все реже в силу неэффективности».

Блогер Илья Варламов, zyalt (57 500 подписчиков)

«Политической "заказухой" занимаются многие блогеры, причем некоторые делают это неосознанно, потому что часто это идет на уровне каких-то манипуляций. А многие совершенно осознанно, я сам получаю массу предложений, например, осветить с нужной стороны какую-то проблему. На самом деле все это очень легко посмотреть и промониторить: любую политическую "заказуху" начинают активно раскручивать, когда какой-то блогер пишет "для себя" что-то по несвойственной для него теме, а потом ты видишь, что на раскрутку поста тратятся крупные суммы, ну, тут вывод напрашивается сам собой. На LiveJournal есть открытая статистика - это их "Промо", они каждый месяц выкладывают, кто больше всех денег потратил на продвижение постов, это всякие Потупчик, Техномад и так далее. Если человек тратит в месяц 10 тысяч долларов на раскрутку своих записей, это верный признак "заказухи".

 

Как это работает

Как рассказали наши эксперты, схема в целом уже давно налажена и отработана, хотя денежное вознаграждение может существенно варьироваться.

Анонимный источник:

«Насколько мне известно, практически это организовано следующим образом: существуют агентства, конторы, которые сами по себе аполитичны, кто платит, тот и музыку заказывает. Есть также своего рода "бригадиры", у каждого своя "бригада" - группа из порядка 20 блогеров, между которыми эти "бригадиры" и распределяют заказы. Привлекаются только раскрученные и популярные блогеры, даже не "тысячники" уже, а "двухтысячники". Однако кто стоит над подобной конторой, я не знаю, да "бригадиры"  и сами могут не знать всех звеньев. Что касается сумм, я не мог говорить за всех, но стандартная цена 1 поста - примерно 100 долларов, это в среднем цена традиционной газетной статьи. Вероятно, чем больше читателей, тем выше цена. Но я полагаю, что агентства за заказ оставляют себе значительную часть суммы, а блогеры получают уже меньше, так что заработком это едва ли можно назвать, это подработка. А с точки зрения заказчика, такая реклама попросту дешевле, чем через пиар-агентства, которые берут втридорога».

Блогер Илья Варламов, zyalt (57 500 подписчиков)

«Существует масса агентств, устроенных как любое другое PR-агентство, можно заказать отдельный пост, можно перепост, можно вывод в топ. Можно разместить пост у какого-то непонятного блогера, а потом раскрутить его с помощью других блогеров. Эти агентства выросли, как грибы после дождя, в частности, в последние несколько предвыборных лет. Технология отработана, списки блогеров, цены, все всё знают, когда, кто и какую "заказуху" публикует, деревня у нас маленькая.

По поводу расценок все зависит от конкретного человека, но, в принципе, у агентств, которые этим занимаются, есть четкий прейскурант. Есть блогеры, которые берут по 15, 20, 30 тысяч рублей за такие посты - ну, это блогеры среднего уровня. Но если брать политический сегмент проплаченной рекламы, он не затрагивает топовых блогеров».

Блогер Максим Александров, ma79 (5 297 подписчиков)

«Ценники очень разные. Комментаторов можно брать пучком по пять-десять рублей за одну активность или даже дешевле. Я этим не занимаюсь на самом деле, хотя и понимаю, почему вы ко мне обратились. У меня есть опыт занятия этим делом, но я давно далек от этого. То есть я не знаю, какие точно сейчас расценки, но мелкие активности от анонимных людей, так называемая работа в «поле», в комментариях стоили по пять-шесть рублей одна активность. А посты в блогах могут стоить от нескольких тысяч рублей до нескольких тысяч долларов. Это сильно зависит от авторитетности человека. Максимальные ставки, которые я помню, были в районе 5-10 тысяч долларов за пост. Мы все знаем одного человека, который сам называл эту сумму прилюдно, о нем я могу сказать – Артемий Лебедев. Он, правда, оговаривал, что обязательно помечает, что пост оплачен. По информации, которую я не могу подтвердить, за двойную сумму Артемий Лебедев мог бы написать такой пост без указания того, что это реклама».

Инфографика: © Росинформбюро / Максим Лукьянов

 

Заказчики

"Поймать за руку" можно далеко не каждого пользователя, размещающего скрытую рекламу, а уж заказчик и вовсе остается в стороне. Тем не менее, как рассказали наши источники, можно с уверенностью утверждать, что в предвыборный период количество «джинсы» заметно возрастает, а из этого уже можно сделать определенные выводы.

Уместно будет вспомнить, что на предстоящих выборах мэра Москвы главный кандидат от оппозиции, Алексей Навальный, и сам известен в первую очередь как блогер. В блогах же и развернулась дискуссия, где в прямой связи (не в первый уже раз) замелькали слова «Навальный» и «национализм» на фоне свежераскопанных нелицеприятных высказываний оппозиционера. Врио мэра Москвы Сергей Собянин в свою очередь претерпел от блогеров за проект реконструкции Ленинского проспекта – которая теперь отложена, согласно Собянину, из-за строительства новых станций метро.

Анонимный источник:

«Во время предвыборной кампании кандидаты и партии охотно этим занимаются, а кроме того, различные министерства и ведомства. МЧС, например, Аэрофлот, РЖД. К слову, т.к. сейчас явно просматривается определенного рода кампания против Якунина, то Якунин не менее активно ведет в блогах кампанию в защиту себя и РЖД в целом, которая состоит из 2 пунктов - во-первых, всяческие попытки отмыть облик самого Якунина, а во-вторых рассказы о том, каких замечательных достижений добилось ведомств. Председатель Совета Федерации, Валентина Матвиенко также активно рекламирует себя и инновации, которые вводятся по ее распоряжениям. Партии можно не перечислять, у кого есть деньги, тот этим совершенно точно занимается. Прохоров, к примеру. Кстати, даже жаль, что он мало участвует, это печально, все-таки денег у него много, хорошо бы вел свою кампанию поактивнее и поразнообразнее».

 

За и против

С точки зрения обывателя, в скрытой рекламе нет и по определению не может быть ничего хорошего – ведь по сути дела это если не прямой обман, то уж точно введение в заблуждение относительно независимости публикуемого мнения. С точки зрения специалистов, подобный вид рекламы рискован для размещающего ее, но заказчику может сослужить отличную службу.

Блогер Максим Александров, ma79 (5 297 подписчиков)                                   

«Скрытая реклама иногда бывает гораздо эффективнее открытой. Я так понял, вы считаете это разными жанрами, это так, наверное. Тут уже все зависит от качества исполнения. Если очевидно, что это скрытая реклама, то эффект от нее невысокий. Несмотря на это, огромное количество блогеров и журналистов из года в год публикуют «джинсу», и это прекрасно работает, потому что мало кто об этом знает. Естественно, я не буду называть имена. Но хорошо грамотно исполненная скрытая реклама дает прекрасный эффект.

Что стоило бы регламентировать и пресекать, так это то, что здесь крутятся очень большие деньги, так называемый «черный нал». Они никак нигде не прописываются. Это касается опять же любых выборов и почти любой рекламы в России, очень много денег в этом бизнесе ходит нелегально, без налогов».

Ника Бажанова