Вокруг госполитики по закупкам и импортозамещению разгорелся скандал, сообщает Коммерсантъ. Семь крупнейших российских нефтяных компаний категорически против новой стратегии, которая, по их мнению, ставит всю отрасль под жесткий контроль и создает риски раскрытия коммерческой тайны. Магнаты направили письмо президенту России Владимиру Путину. Между тем, законопроект уже одобрен Госдумой в первом чтении. 

 

Суть поправок

Фото Коммерсантъ

 

Поправки в закон "О закупках" стали реакцией Белого дома на выступление президента перед Федеральным собранием. Тогда Владимир Путин предложил создать "специальный координационный центр, задача которого увязать реализацию крупных проектов с размещением заказов на российских предприятиях". 

"Мы должны снять критическую зависимость от зарубежных технологий и промышленной продукции",— пояснил президент России. В марте премьер Дмитрий Медведев сообщил, что сам возглавит новый орган.

Согласно поправкам, правительство создаст координационный совет, который будет согласовывать положения и планы закупок госкомпаний, госкорпораций, монополий, а также всех "заказчиков", которые реализуют проекты, получающие господдержку, или осваивают месторождения углеводородов. При этом без одобрения совета договоры могут заключаться только в случае форс-мажора.

Однако нефтяники уверены, в правительстве неверно интерпретировали идеи президента. 

 

Версия нефтяников

 

По мнению руководства "Роснефти", ЛУКОЙЛа, "Газпром нефти", "Зарубежнефти", "Башнефти", "Сургутнефтегаза" и НОВАТЭКа законопроект только вставит палки в колеса их бизнеса. Вместо создания преференций для отечественных производителей документ просто "делает публичной всю информацию об импортозамещающих закупках, в том числе по параллельному импорту. Все это может привести к использованию сведений "для повышения эффективности санкций".

Законопроект собьет всю систему планирования расчетов, а также "может привести к необходимости поиска источников финансирования для предоставления авансов, что в условиях санкций представляется крайне затруднительным".

Топ-менеджеры компаний просят убрать из документа оговорку про проекты разведки и добычи углеводородов и уточнить, что контроль осуществляется только за закупками в рамках отдельных инвестпроектов, получающих господдержку, а не по компании в целом. Кроме того, добавляют нефтяники, нужно разработать перечень товаров, услуг и работ в сфере ТЭКа, сведения о которых не составляют гостайны, но не должны размещаться в единой информационной системе.

В закупках компаний числятся тысячи наименований, и регулировать их в ручном режиме правительство попросту не сможет. В результате деятельность бизнеса будет практически парализована. 

Это уже не первый случай недопонимания правительства и нефтекомпаний на тему разглашения информации. Еще в середине прошлого года руководитель "Роснефти" Игорь Сечин, несмотря на указ президента, заявил, что отказывается разглашать данные о своей зарплате. По мнению Сечина, подобные законы мало того, что не могут на него распространяться (так как он бизнесмен, а не госслужащий), так еще и могут поставить под угрозу безопасность всей его семьи. В марте этого года правительство пошло ему навстречу и разрешило топ-менеджерам 23 открытых акционерных обществ и их близким родственникам скрывать свои доходы.

 Марина Староверкина