Сегодня, 14 апреля, Россия станет страной-учредителем Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (AIIB), возглавляемого Китаем. Позиция почетная, но далеко не уникальная – заявки на вступление подали не менее 42 государств и на данный момент более двух десятков из них уже имеют статус стран-учредителей. Популярность Азиатского банка объясняется его амбициозностью – он может стать серьезным конкурентном в азиатском регионе для Всемирного банка и МВФ, которые находятся под контролем США, а также мощным соперником Азиатского банка развития. Китай рассчитывает пошатнуть гегемонию западных финансовых институтов, и судя по всему шансы его высоки.

 

Царь горы

 

Джен Псаки «Хотя американская администрация приветствует идею создания нового инфраструктурного банка для Азии, у нас, тем не менее, есть опасения по поводу неоднозначного характера организации AIIB. Мы настоятельно призываем новую структуру к полному соответствию международным стандартам управления и прозрачности».

Международный валютный фонд и Всемирный банк - два столпа созданной Западом системы мировой экономики. Тем не менее, помощь, которую эти организации готовы оказать и оказывают другим странам имеет особые условия, прописанные, как водится, мелким шрифтом.  В итоге обратившиеся к их услугам государства могут легко попасть в кабалу, которая зачастую только усугубляет их экономические проблемы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что альтернативные западным организации, такие как Банк развития БРИКС, проект "Новый шелковый путь" и Азиатский банк, используют в качестве привлечения обещание не вмешиваться во внутренние дела стран-клиентов. И, судя по текущим результатам, эта стратегия действительно работает.

 Справка

В 2006 году Россия стала учредителем аналогичной организации в рамках Евразийского экономического союза — Евразийского банка развития (ЕАБР). Российская доля в уставном капитале ЕАБР составляет 1 миллиард долларов, инвестиционный портфель на 1 января 2015 года — 3,16 миллиарда долларов.

Реакция США предсказуема – Америка отказалась от участия в проекте, выразила сомнения в его целесообразности и успешности, а также ясно дала понять своим ближайшим союзникам, что их членство в Азиатском банке, мягко говоря, не приветствуется. Между тем Великобритания, Франция, Германия и Италия уже объявили о желании участвовать в азиатском проекте. США, как пишет Financial Times, не преминули обвинить британцев в том, что они погнались за выгодой, не думая о долговременных геополитических последствиях, однако ситуация скорее обратная – сторонники Америки присоединяются к проекту не из-за краткосрочных инвестиционных перспектив, а для того чтобы понять, сможет ли созданный Китаем банк преуспеть больше, нежели финансовые институты, созданные США. Китайское агентство новостей Синьхуа отреагировало критично, отметив, что США выглядят «обиженными» и «циничными», а очевидный недостаток поддержки Вашингтона назвало «притворным пренебрежением». Китайские официальные лица, однако, высказываются более дипломатично – министр финансов Лу Дживей дал понять, что Азиатский банк станет дополнением, а не соперником, действующих институтов.

 

Между Западом и Востоком

 

Безусловно, создание международных финансовых структур, в которых США не являются лидером и даже в определенном смысле оказываются аутсайдером, России только на руку. Более того, учитывая, что новый «Шелковый путь» пройдет по территории РФ, можно с уверенностью сказать, что Россия является одним из приоритетных направлений для инвестиции Азиатского банка. Однако более всех выиграет, конечно же, сам Китай, который в силу своего территориального расположения вынудит страны Востока, Юга, Запада и Севера соперничать за его благосклонность. И в этом смысле Азиатский банк может оказаться для России если не проблемой, то своего рода затруднением, поскольку Россия и Китай, безусловно, являются стратегическими партнерами, но, в то же время, соперничают в ключевых азиатских странах за влияние и доступ к природным ресурсам. В любом случае, российские власти несомненно убеждены, что всяко лучше находиться в составе, чем за бортом института, который будет содействовать интересам Китая в Центральной Азии.

 

Елена Горелова, экономический эксперт:

Елена Горелова, экономический эксперт: «Мы как-то очень консервативны в этом отношении и привязаны к тем структурам, с которыми начали сотрудничать еще в 90-х годах. В первую очередь с МВФ, потом с Всемирным банком, потом с ЕБРР и с Европейским инвестиционным банком. Я не знаю условия, на которых собирается работать Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, но то, что можно проявлять интерес и пытаться сотрудничать с организациями евразийского толка, которые претендуют на альтернативные стандартным международным организациям, в частности МВФ и МБ, безусловно, нужно».

 

Нарек Авакян, финансовый аналитик:

Нарек Авакян, финансовый аналитик: «По поводу конкуренции Азиатского банка с МВФ и Всемирным банком я сильно сомневаюсь, поскольку цели этих организаций отличаются. МВФ и Всемирный банк – это международные финансовые институты, это не институты развития, а Азиатский банк – это именно институт развития. Конкурентом его скорее будет Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк. Ключевой фактор вступления России в эту структуру – это, конечно, получение инвестиций, при этом не будем забывать и о нашумевшем «Шелковом пути».


 Ника Бажанова