Защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одной из самых главных задач любого государства. Законодательством России каждому ребенку предоставляется право жить и воспитываться в семье. При этом государство предлагает различные формы семейного воспитания детей-сирот, как-то: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья.

К сожалению, не все дети-сироты могут быть усыновлены (удочерены). Практика показывает, что больше шансов на усыновление у здоровых детей раннего возраста.

Решать эту проблему взялись депутаты Госдумы. В целях активизации процессов семейного устройства детей-сирот парламентарии намерены ввести новую форму устройства сирот в семьи - возмездную опеку. Соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму.

Воспитание - работа

 

Согласно задумке депутатов, дети-сироты могут быть переданы на воспитание в семью, где с опекунами - социальными воспитателями - будет заключаться самый настоящий трудовой договор. По мнению  инициаторов, трудовой договор является более определенным фактором гарантий соблюдения сторонами отношений своих прав и обязанностей, условий реализации и совершенствования профессиональных компетенций.  Для тех опекунов, которые не захотят заключать трудовой договор, есть возможность заключить гражданско-правовой договор.

Отмечается, что прежде всего на такое воспитание будут переданы дети-инвалиды, дети старшего возраста и кровные братья и сестры. Категории и количество детей, которые могут быть переданы на социальное воспитание, будет определять каждый регион самостоятельно.

Дети-сироты зачастую имеют значительный стаж институционализации и более значимые проблемы, обусловленные негативным опытом жизни в неблагополучной семье, влиянием рисков (более явные проблемы социальной дезадаптации, отставание в обучении и развитии самых разных навыков и умений и т.п), а также состоянием здоровья. Воспитание таких детей зачастую исключает возможность приемному родителю заниматься иным видом деятельности, говорится в документе.

По словам председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерия Рязанского, в последние годы сокращается число детей, остающихся без попечения родителей, и одновременно растет количество детей, переданных на воспитание. Поэтому работа в этом направлении должна быть продолжена. Не стоит останавливаться на достигнутом.

«Заключение трудового договора позволит социальным воспитателям, имеющим на воспитании, например, более трех детей из указанных категорий, не заниматься иной трудовой деятельностью, трудовой стаж работы социальных воспитателей будет включаться в общий трудовой стаж и учитываться при начислении пенсии. Трудовой договор позволит обеспечить социальных воспитателей всем комплексом социальных прав, вытекающих из трудовых отношений, включая оплачиваемый отпуск», - следует из текста пояснительной записки.

Трудовой договор с социальным воспитателем должен будет содержать программу развития детей, переданных ему на воспитание. При этом будущие социальные воспитатели будут обязаны пройти соответствующую профессиональную подготовку. «Мы обозначаем его как сотрудника организации. Причем есть ряд моментов, касающихся прекращения его полномочий, если он не выполняет определенные требования», - отметила ранее начальник отдела департамента госполитики в сфере защиты прав детей Минобрнауки Ирина Романова.

В свою очередь организация для детей-сирот также должна будет следить за надлежащим воспитанием, развитием и защитой находящихся на воспитании у социального воспитателя детей. 

Кто может быть социальным воспитателем?

 

Согласно законопроекту, социальными воспитателями одного и того же ребенка не могут быть лица, не состоящие в браке между собой. При этом социальными воспитателям по отношению к принятому под опеку и попечительство ребенку или детям не могут являться родственники, определяемые законодательством субъекта РФ.

Трудовой договор с социальным воспитателем должен будет содержать программу развития детей, переданных ему на воспитание.

В документе отмечается, что в случае прекращения опеки или попечительства, трудовые отношения с социальным воспитателем будут прекращены. Однако сам факт прекращения трудового договора не повлечет за собой прекращение опеки или попечительства в отношении переданных социальным воспитателям на воспитание детей.

Авторы документа считают, что предложенные инициативы позволят увеличить численность детей-сирот подросткового возраста, братьев и сестер, детей с ограниченными возможностями здоровья, переданных на воспитание в семьи.

Между тем некоторые эксперты выступили против принятия данного законопроекта. По мнению членов Общественной палаты Свердловской области, фактически формируется своеобразный «рынок» детей, лишившихся попечения родителей, где дети выступают в качестве своего рода «сырьевого ресурса». В результате чего может появиться «предпринимательская» деятельность на этом «рынке», имеющая как формально легальный, так и незаконный (в том числе коррупционный) характер.