Депутат Госдумы Алексей Журавлев намерен внести в Госдуму законопроект с поправками в ст. 37 Уголовного кодекса Российской Федерации, разрешающую применение оружия для самообороны, передают Известия. Сейчас федеральный закон "Об оружии" допускает такую самооборону, но норма все равно не работает, ведь Уголовный кодекс разрешает использование оружия лишь при необходимости защищать собственную жизнь. 

 

Суть поправок

 

С инициативой Алексея Журавлева согласились три фракции из четырех. В "Единой России" признают расхождения в законодательстве, но предлагают соотнести соразмерность самообороны с уровнем нападения и уже в зависимости от этого предусмотреть уровень ответственности. 

Законопроект предполагает изменение ст. 37 «Необходимая оборона» УК РФ в части 2.1. Депутат предлагает изложить ее в следующей редакции: "2.1. Не является превышением пределов необходимой обороны применение оружия самообороны, огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, указанного в пунктах 1, 2 и 3 части второй статьи 3 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» для защиты жизни, здоровья и собственности, а также иные действия обороняющегося лица, если это лицо вследствие неожиданности посягательства или по иным причинам не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения". В настоящее время в этой части статьи нет указаний на оружие.

"В соответствии с федеральным законом № 150-ФЗ «Об оружии» граждане России могут применять имеющееся у них оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Однако несмотря на этот закон, применение оружия даже при защите жизни, не говоря уже о защите здоровья и собственности, зачастую становится поводом для обвинения оборонявшегося лица в превышении пределов необходимой обороны, поскольку очевидные последствия успешного применения оружия, как правило, могут создавать угрозу жизни или здоровью нападавшего и зачастую расцениваются судом как умышленные действия", — поясняет Алексей Журавлев. 

 

Границы самообороны

 

В то же время в ст. 37 Уголовного кодекса РФ вообще не упоминаются случаи защиты здоровья или собственности с использованием оружия самообороны без наличия угрозы жизни обороняющегося лица. Хотя по законодательству граждане России имеют право приобретать гладкоствольное длинноствольное оружие, в том числе охотничье и спортивное, в целях самообороны без права ношения.

"То есть, несмотря на наличие оружия самообороны, применить его правомерно не представляется возможным, за исключением случаев, когда такая защита будет сопряжена с защитой собственной жизни. Правоприменительная практика дел, связанных с необходимой обороной, неоднородна, но в большинстве случаев количество оправдательных приговоров невелико и находится на уровне нескольких процентов", — поясняет парламентарий. 

По данным судебной статистики, 9 из 10 судебных приговоров сегодня выносятся не в пользу гражданина, применившего оружие для самообороны. 

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анатолий Белясов

Кроме того, отмечает Журавлев, действующая редакция ч. 2.1 ст. 37 Уголовного кодекса допускает неверную степень оценки и характера опасности нападения лишь в случае неожиданности посягательства.

"Неожиданность, безусловно, справедливый, но далеко не единственный аргумент, претендующий на обстоятельство, исключающее верную оценку ситуации и опасности нападения. Среди иных обстоятельств, равных по значимости с названным, можно указать такие как: многочисленность нападающих, их неадекватное поведение, состояние аффекта обороняющегося, проникновение в жилище обороняющегося лица и многие другие", — отмечает депутат, предлагая внести изменения в ст. 37 УК, которые уточнят случаи, при которых применение оружия самообороны не может считаться превышением пределов необходимой обороны, а также расширить перечень обстоятельств, допускающих неверную оценку степени и характера опасности нападения.

Отметим, что в прошлом году инициатива «Мой дом — моя крепость», предусматривающая право на защиту гражданина в границах собственного жилища, собрала 100 тыс. подписей на государственном портале «Российская общественная инициатива», получив также поддержку со стороны федеральной экспертной рабочей группы министра Михаила Абызова. 

"Инициатива Журавлева, на мой взгляд, целесообразна, я буду рекомендовать поддержать ее фракции «Справедливая Россия», когда дойдет очередь до ее рассмотрения на пленарном заседании Госдумы. Действительно, понятие самообороны размыто", — полагает зампред комитета Госдумы по безопасности Дмитрий Горовцов.

По его словам, УК необходимо синхронизировать с федеральным законом «Об оружии».

"Наверное, это предложение разумно. Так как грань термина «самооборона» размыта: доказать, когда человек использовал оружие для самозащиты или в обратную сторону, бывает очень сложно. На мой взгляд, чтобы двойного толкования не было, такое уточнение просто необходимо", — согласен с коллегой зампред комитета по обороне Госдумы от КПРФ Олег Денисенко.

Ранее депутат Госдумы Алексей Журавлев предлагал передать подсудность уголовных дел о самообороне на уровень судов субъектов Федерации. В пояснительной записке к законопроекту напоминается, что Конституцией предусмотрено право каждого россиянина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. При этом в статье 37 УК РФ пределы возможной самообороны разъясняются очень расплывчато. Прописано, что они должны основываться "на соразмерности действий обороняющегося лица от действий преступника".

Но это не значит, что все дела о самообороне должны быть переданы "судьям из народа". Речь шла лишь о предоставлении возможности обвиняемому ходатайствовать о передаче его дела в суд присяжных. Поправками же закрепляется рассмотрение таких дел более вышестоящими судами, нежели сейчас. По мнению депутата Журавлева, рассмотрение дел о самообороне требует максимально высокого уровня судейства. Именно поэтому депутат предлагает перенести все подобные уголовных дел на уровень Верховного суда республики, краевого или областного судов, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа или окружного военного суда, дабы повысить качество выносимых приговоров.